После смерти душа человека, покидая Явь, переходит в мир потусторонний – Навь. Это не ад и не рай в христианском понимании. Подземный мир мыслился столь же реальным, как и настоящий. Славянин - язычник понимал бессмертие как сохранение и бытование души в потустороннем мире. Человек продолжал здесь свое существование, встречаясь со своими родными, друзьями. В этом сказалась живучая в славянстве идея культа предков, преемственной связи поколений. В пользу веры в загробную жизнь древних славян свидетельствуют сложные похоронные обряды, когда тело умершего сжигали (а позднее предавали земле) вместе с его вооружением, предметами быта, одеждой и даже животными.
Подтверждением реальности загробной жизни являлись и ритуальные пиршества в честь усопших (поминки, тризны, дзяды, радоницы), носившие шумный, хмельной характер. Совместная трапеза осмысливалась как приобщение всех членов рода (и живых, и мертвых) к единому животворному благу. Кроме того, оппозицией земного (Яви) и подземного (Нави) миров славяне философски осмысливали ритмический характер жизни: рождение – зрелость – смерть – новое рождение. Это был открытый, подчиненный природно-космической ритмике и ориентированный в бесконечность, жизненный хронотоп.
Автор: П.Ф. Маркин