Верховным божеством подземного мира был Чернобог, больше известный у балтийских, южных и западных славян, хотя поклонение ему, очевидно, было повсеместным среди славянских народов. «Черно» – «бог» – семантически связан с черным цветом, составлявшим основную цветовую палитру (белый, красный, зеленый, синий, золотой). У древних славян, наряду с другими, он использовался в обрядовых одеждах и росписях. В сакрально - символическом плане черный цвет выражал все «нечистое», темное и враждебное, что несет человеку бедствия и гибель. Поэтому с Чернобогом связано все самое злое и жестокое. В мифологическом сознании славян «Черный Бог» существует как дуалистическая параллель Белбогу. Но если последний олицетворял добро, справедливость, счастье и благополучие, то функция Чернобога – уничтожение всего живого, поэтому с ним связан мотив убийства, подтверждением чему является древнее славянское проклятие: «Чтоб тебя Чернобог убил!».
Славяне поклонялись «черному божеству», полагая, что всякое зло находится в его власти и, чтобы избежать вреда, просили о помиловании. Именно об этом говорит Гельмольд в уже цитированном отрывке из «Славянской хроники», описывая ритуал пиршества, посвященного Белбогу и Чернобогу. В поклонении Чернобогу не было почитания и уважения, характерных для созидательных богов, а был только страх человека перед роковой неизбежностью зла. Его храм, в интерпретации Г. Глинки, представлял сооружение из черного камня, а идол изображал облаченного в броню воина, лицо которого искажено яростью. В руках он держал копье, готовый поразить любого, осмелившегося встать на его пути. Рядом стоял жертвенник, где совершались ритуальные жертвоприношения, в том числе и человеческие. Насколько действительно это описание соответствует идолу Чернобога, сказать трудно. Дело в том, что А. Кайсаров, чья «Славянская и российская мифология» вышла одновременно с книгой Г. Глинки (1804 г.), ссылаясь на К. Моица, дает совсем иное изображение «черного» Бога. Как бы то ни было, храм и идол Чернобога (черный камень, броня, копье, искаженное злобой лицо) максимально выражали идею враждебного, гибельного человеку начала. Херасков так отзовется об этом мрачном божестве («Владимир»):
Шумящ оружием приходит Чернобог,
Сей лютый дух поля кровавые оставил,
Где варварством себя и яростью прославил...
Ему коней своих на жертву приносили,
Когда россияне побед себе просили.
Автор: П.Ф. Маркин
Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.