Еще  одним  божеством,  имеющим  отношение  к  солнцу является  Коляда,  о  чем  свидетельствует  этимология  его  имени.  «Коло»  –  «круг»,  «колесо»  –  солярный  знак  солнца  –  прямо  указывает  на  это  значение.  Некоторые  исследователи  выводят  истоки  Коляды  из  латинского  слова  calendae,  где  оно  означало  первый  день  каждого  месяца,  и  тогда  роль  Коляды  сводилась  к  началу зимнего противостояния и святочной обрядности. 

Думается,  правы  те,  кто  придает  этому  божеству  солярное  значение.  На  это  указывают,  кстати,  обычаи  и  традиции,  сохранившиеся  в  мифопоэтической  памяти  народа  (например,  обычай  печь  на  празднике  коляды  блины  и  круглые  лепешки,  символизирующие  небесное  светило).  Следует  сказать,  что  некоторые  ученые  считают Коляду  божеством женского  рода  на  том  основании,  что  в  колядовых  песнях  его  прославляют  как  женщину: «Коляда молода, ходила Коляда». Однако традиционно  Коляду  считают  «солнцем - младенцем»,  рождающимся  ежегодно  25  декабря  в  день  зимнего  солнцестояния.  Согласно  мифологическому  преданию,  родившегося  Коляду - солнце  захватила  злая  зима,  превратив  его  в  волчонка.  Свой  божественный облик он обретет только тогда, когда с него будет  снята волчья шкура и сожжена на костре. По поверьям  западных  славян, во время зимнего солнцестояния небесное светило борется  с волшебницей зимой, принявшей облик волка. 

Другая  функция  Коляды  связана  с  новогодним  циклом,  ожиданием  благополучия  и  перемен  в  новом  году.  Поэтому  у  древних славян он является еще и божеством мира, спокойствия и  празднеств.  Этот  статус  Коляды  особенно  почитался  на  Руси,  принимая  форму  веселых  обрядовых  игрищ,  проходивших  с  25  декабря по 6 января. «В эти дни юноши и девушки «наряжались в  хари» или в «лярвы и страшила», ряженые ходили по дворам, пели  колядки-песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага».  В этом обряде отметим процесс переодевания и ношения одежды  навыворот,  имеющий  сакральный  характер.  У  древних  одежда  отождествлялась  с  человеком,  и  смена  ее  воспринималась  как  изменение сущности, отказ от своего «я». Одежда же «навыворот»,  шерстью  наружу,  являлась  приобщением  к  архаическим  первоистокам, когда человек существовал в единстве с природным  и животным миром.

Во время обрядового действа прославляли также благополучие  дома  и  семьи,  колядовщики  весело  требовали  гостинцев  и  подарков,  шутливо  предрекая  разорение  скупым.  Сами  подарки  (обрядовое  печенье,  баранки,  пироги,  караваи)  символизировали  плодородие  и  всеобщий  достаток.  О  популярности Колядок  среди  народа  свидетельствует  отрывок  из  царской  окружной  грамоты,  где  с  тревогой  сообщалось,  что  юноши  и  девушки  «накладывали  на  себя  личины  и  платье  скоморошеское,  и  меж  себя, нарядя, бесовскую кобылку водили».

Определенную  дань  языческому  обряду  колядования  отдали  даже  сильные  мира  сего.  Так,  Иван  Грозный  со  своими  опричниками участвовал в святочных гуляниях и колядках и даже  казнил  боярина К.  Репнина,  отказавшегося  надеть  «богомерзкую  личину».  Петр  I  также  охотно  принимал  участие  в  народных  рождественских гуляниях. В духе своих «ассамблей» он наряжал  Зотова папой, других же своих любимцев кардиналами, дьяками и  ходил с ними по боярским дворам колядовать. 

Обязательным атрибутом праздников   Коляды были гадания: на  будущий  урожай,  приплод  скота,  а  больше  всего  –  на  суженых.  Формы и виды гадания были разнообразны. Это гадания по вещам,  окликание  прохожих  и  проезжих,  подслушивание,  гадание  на  курицах,  на  лошадях,  гадание  у  ворот,  гадание  башмаком,  топором, гадание на  луковицах,  на поленьях,  гадание  воском, на  головном уборе, на кольце,  на бобах и т.д. Отметим только,  что  гадание  во  время  колядок  имело  «прикладной»  характер,  в  отличие от  колдовства  купальной  ночи,  носящего демонический,  инфернальный смысл.

Языческие  реликты  праздника  Коляды,  пройдя  через  века  христианства, органически вошли в праздник Рождества Христова  и  сохранились до наших  дней.  Наряду  с  Колядой,  день  зимнего  солнцестояния  олицетворял  и  Карачун.  В  древних  письменных  памятниках  нет  упоминания  о  нем  как  о  мифологическом  божестве.  В  Новгородской  летописи  Карачун  упоминается  как  календарная  дата.  Видимо,  Карачун  был  связан  с  зимними  игрищами  в  честь  Коляды,  а  позднее  –  с  рождественской  святочной  обрядностью.  У  белорусов  Карачун  являлся  и  злым духом,  враждебным  человеку, несущим  смерть. В  этой функции  имя  «Карачун»  синонимично  корчам,  мучительным  судорогам,  которые  насылаются  на  человека.  Второе  значение  Карачуна  появилось  во  время  христианства  на  Руси,  когда  в  качестве  языческого персонажа он был причислен к нечистой силе.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****