Еще одним божеством, имеющим отношение к солнцу является Коляда, о чем свидетельствует этимология его имени. «Коло» – «круг», «колесо» – солярный знак солнца – прямо указывает на это значение. Некоторые исследователи выводят истоки Коляды из латинского слова calendae, где оно означало первый день каждого месяца, и тогда роль Коляды сводилась к началу зимнего противостояния и святочной обрядности.
Думается, правы те, кто придает этому божеству солярное значение. На это указывают, кстати, обычаи и традиции, сохранившиеся в мифопоэтической памяти народа (например, обычай печь на празднике коляды блины и круглые лепешки, символизирующие небесное светило). Следует сказать, что некоторые ученые считают Коляду божеством женского рода на том основании, что в колядовых песнях его прославляют как женщину: «Коляда молода, ходила Коляда». Однако традиционно Коляду считают «солнцем - младенцем», рождающимся ежегодно 25 декабря в день зимнего солнцестояния. Согласно мифологическому преданию, родившегося Коляду - солнце захватила злая зима, превратив его в волчонка. Свой божественный облик он обретет только тогда, когда с него будет снята волчья шкура и сожжена на костре. По поверьям западных славян, во время зимнего солнцестояния небесное светило борется с волшебницей зимой, принявшей облик волка.
Другая функция Коляды связана с новогодним циклом, ожиданием благополучия и перемен в новом году. Поэтому у древних славян он является еще и божеством мира, спокойствия и празднеств. Этот статус Коляды особенно почитался на Руси, принимая форму веселых обрядовых игрищ, проходивших с 25 декабря по 6 января. «В эти дни юноши и девушки «наряжались в хари» или в «лярвы и страшила», ряженые ходили по дворам, пели колядки-песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага». В этом обряде отметим процесс переодевания и ношения одежды навыворот, имеющий сакральный характер. У древних одежда отождествлялась с человеком, и смена ее воспринималась как изменение сущности, отказ от своего «я». Одежда же «навыворот», шерстью наружу, являлась приобщением к архаическим первоистокам, когда человек существовал в единстве с природным и животным миром.
Во время обрядового действа прославляли также благополучие дома и семьи, колядовщики весело требовали гостинцев и подарков, шутливо предрекая разорение скупым. Сами подарки (обрядовое печенье, баранки, пироги, караваи) символизировали плодородие и всеобщий достаток. О популярности Колядок среди народа свидетельствует отрывок из царской окружной грамоты, где с тревогой сообщалось, что юноши и девушки «накладывали на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя, нарядя, бесовскую кобылку водили».
Определенную дань языческому обряду колядования отдали даже сильные мира сего. Так, Иван Грозный со своими опричниками участвовал в святочных гуляниях и колядках и даже казнил боярина К. Репнина, отказавшегося надеть «богомерзкую личину». Петр I также охотно принимал участие в народных рождественских гуляниях. В духе своих «ассамблей» он наряжал Зотова папой, других же своих любимцев кардиналами, дьяками и ходил с ними по боярским дворам колядовать.
Обязательным атрибутом праздников Коляды были гадания: на будущий урожай, приплод скота, а больше всего – на суженых. Формы и виды гадания были разнообразны. Это гадания по вещам, окликание прохожих и проезжих, подслушивание, гадание на курицах, на лошадях, гадание у ворот, гадание башмаком, топором, гадание на луковицах, на поленьях, гадание воском, на головном уборе, на кольце, на бобах и т.д. Отметим только, что гадание во время колядок имело «прикладной» характер, в отличие от колдовства купальной ночи, носящего демонический, инфернальный смысл.
Языческие реликты праздника Коляды, пройдя через века христианства, органически вошли в праздник Рождества Христова и сохранились до наших дней. Наряду с Колядой, день зимнего солнцестояния олицетворял и Карачун. В древних письменных памятниках нет упоминания о нем как о мифологическом божестве. В Новгородской летописи Карачун упоминается как календарная дата. Видимо, Карачун был связан с зимними игрищами в честь Коляды, а позднее – с рождественской святочной обрядностью. У белорусов Карачун являлся и злым духом, враждебным человеку, несущим смерть. В этой функции имя «Карачун» синонимично корчам, мучительным судорогам, которые насылаются на человека. Второе значение Карачуна появилось во время христианства на Руси, когда в качестве языческого персонажа он был причислен к нечистой силе.
Автор: П.Ф. Маркин