Для древнего человека значение Солнца как источника света, тепла и вселенского благополучия было огромно. Особенно это касалось славян, которые были «солнцепоклонниками» и связывали свое происхождение с древним светилом. На это указывает Иоанн Маринголь, который в своей «Богемской хронике» (XIV век) отмечает, что «славяне суть от Гелиоса». Вот почему существовали различные инварианты божеств, олицетворяющих небесное светило. Сварог, Даждьбог, Святовит, Колядо – каждому из них в той или иной мере были свойственны солярные функции. Но у славян был владыка, функции которого однозначно связывались с Солнцем. Он назывался Хорсом и почитался у восточных и, возможно, у юго-восточных славян, где солнце светило большую часть года.
Видимо, не случайно упоминание этого божества в «Слове о полку Игореве», где князь Всеслав, пробираясь ночами, «великому Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал пройти часть пути до восхода солнца. Имя Хорса сохранилось в различных поучениях против язычников, в житиях «Память и похвала Владимиру», «Житие блаженного Володимира», в апокрифе «Хождение богородицы по мукам», в «Слове некоего Христолюбца», в «Сказании о Мамаевом побоище», в «Похвале князю Владимиру», в «Слове и откровении святого апостола», в «Беседе трех святителей». О причастности Хорса к солярному божеству свидетельствует отрывок из «Слова Иоанна Златоуста», где он соотносится с «Аполином» – солнечным божеством античного язычества. Правда, в научной литературе имеется мнение, что Хорс у древних славян почитался божеством Месяца (Луны). Однако это не меняет общепринятого взгляда на функциональность Хорса. Его считают также чужеродным божеством иранского происхождения, а появление идола в пантеоне князя Владимира объясняют политической уступкой азиатской диаспоре, весьма многочисленной и влиятельной в Киеве X века.
Хорс – древнее божество, не уступающее «родословной» Перуну или даже самому Сварогу. Характерно, что в большинстве списков он выступает в сочетании с Перуном и Даждьбогом, что свидетельствует о принадлежности к солярным божествам. Само слово «Хорс», как это доказано исследователями, произошло от индоевропейского корня «хоро» («коло»), означающего «круг», «круглый» – солярный знак Солнца. Некоторые ученые (С.П. Обнорский, А.А. Потебня) выдвинули гипотезу о соотнесенности восточнославянского Хорса с осетинским xovz – «хороший» (притяжательная форма прилагательного от «хорос»), а В.Н. Топоров связывает его с персидским божеством сияющего солнца xurset.
Как бы то ни было, в Хорсе воплотилась идея лучезарного, светоносного небесного божества, несущего людям свет, тепло и благодать. Позже функции света и подателя блага перейдут к Даждьбогу, который составит с Хорсом дуалистическую солярную пару. Идол Хорса стоял в Киеве на холме, наряду с другими известными божествами. Празднества в его честь обычно проводились весной и в день летнего и зимнего солнцестояния, совпадая с ритуальными обрядами Купалы и Коляды. Представление о Солнце как об огненном колесе породили обычай славян зажигать во время праздников колеса, сделанные обычно из соломы.
Автор: П.Ф. Маркин