Особым поклонением у наших предков пользовалась Лада, почитавшаяся как богиня любви, брака, семейного и общинного благополучия. Ее появление не случайно. Мощное, господствующее в природе эротическое начало, объединяющее мужчину и женщину, должно было персонифицироваться во всеми почитаемое божество.
Однако в существовании этой богини сомневается целый ряд исследователей (Е.В. Аничков, А. Брюкнер, Н.М. Гальковский), считая ее только фольклорным персонажем, не имеющим отношения к мифологическим верованиям. О ней совершенно не упоминают составители энциклопедического издания «Мифы народов мира» и «Мифологического словаря». С другой стороны, А.С. Фаминцин, Д.О. Шеппинг и целый ряд современных ученых признают Ладу, основываясь на обширнейшем ареале, где встречается имя этой богини. Действительно, Лада почиталась не только у восточных, но и у балтийских и юго-западных славян. Ее имя имело широкое хождение в фольклорных жанрах многих славянских народов. Так, в одной сербской песне поется:
Тебе Ладо,
Святой боже
Ладо, Ладо,
Выслушай, Ладо.
Как видим, в тексте Лада прямо называется «святой боже» (определение «святой» относится к поздним христианским наслоениям). Кроме того, в дополнении к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира прямо сказано: «Четвертый идол Ладо. Сего имяху Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают». О Ладе подробно говорится и в «Велесовой книге», где она является супругой Сварога. Словом, принадлежность Лады к мифологическому пантеону древних славян не должна вызывать сомнения. Другое дело, что среди сторонников божества любви существует мнение как о женской, так и о мужской его ипостаси. В качестве доказательства приводится архаический фольклорный рефрен:
А мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид – Ладо, сеяли, сеяли.
В таком варианте Ладо оказывается «древним супругом Лады», и эта дуалистическая пара олицетворяет любовь и согласие, брак и свадебные обряды. Полагают также, что, являясь богиней любви и красоты, Лада олицетворяла и рождающие, плодоносящие силы природы и в этом смысле составляла дуалистическую пару с Ярилой по принципу бинарной оппозиции «мужское – женское».
Известно, что князь Владимир еще до крещения Руси воздвиг ей великолепный храм. Лада изображалась молодой прекрасной женщиной, одетой в русскую национальную одежду и опоясанной золотым поясом. У нее были распущенные золотистые волосы, увенчанные розовым венком и убранные жемчугами. Это славянский аналог богини любви и красоты Афродиты. Возможно, что античное влияние сказалось в облике славянской богини (распущенные золотистые волосы, золотой (золототканный) пояс, венок – портретные детали Афродиты). По мнению Б.А. Рыбакова, именно Лада изображена на одном из фрагментов Збручского идола, что свидетельствует об ее устойчивом мифологическом статусе.
Что касается имен Леля и Полеля, упомянутых летописцем, то это дети Лады, каждый из которых обладал ему только свойственными функциями. Но и в отношении детей богини любви нет единого мнения. Б.А. Рыбаков и его сторонники считают Полеля инвариантом Леля, полагая, что у Лады был только один ребенок, причем не мужского, а женского рода – Ляля. Мать и дочь, по их мнению, архаичная пара, символизирующая оживающую и рождающую природу.
Существование Леля и Полеля, кроме «Повести временных лет», зафиксировано и у одних из первых классификаторов (А.С. Кайсаров, Г.А. Глинка и др.), которые сближают Леля с античным Эротом – сыном «златокудрой» Афродиты. Как и Эрот, Лель воспламенял в людях любовь. Он изображался в виде крылатого младенца, мечущего из рук искры. Как только одна из них попадала в человека, в его сердце загоралось любовное пламя. Полель («после Леля») – второй сын Лады – почитался в качестве бога супружества и изображался не нагим, как его брат, а одетым в тонкую рубашку. На голове он носил терновый венец. Другой же протягивал, видимо, будущей супруге. В такой символической форме славяне хотели показать трудности и тернии семейной жизни. Еще в одной руке Полель держит рог пития, который, надо думать, редко остается пустым.
Следует отметить, что персонифицированные характеристики Леля и Полеля, представленные А.С. Кайсаровым и Г.А. Глинкой, не находят современного фольклорного или иного подтверждения. Можно предполагать, что в свое время эти источники были им известны, либо следует считать изображение сыновей Лады кальками с античных образцов. Славяне почитали Ладу и ее сыновей, устраивая празднества в их честь. Они происходили весной (март, май) и связывались с весенне - летним аграрным циклом. Это переплеталось и с брачными обрядами, происходившими большей частью по весне. К Ладе обращались с просьбой послать суженого, приблизить весну, сохранить и защитить урожай. Кульминацией праздника был «Ляльник». Обычно на лугу собирались девушки, из своей среды выбирали самую красивую, которой поручалось исполнять роль Лады (Ляли). Ее наряжали в белые одежды, на голову надевали венок из весенних цветов, затем разжигали костер, вокруг которого водили хороводы, пели песни, а затем расходились парами. Пепел от костра считался магическим, им посыпали семена, чтобы урожай был обильным. О популярности Лады и ее праздников свидетельствуют реликты, закрепившиеся в языке. С корнем «лад» связан целый ряд однокоренных слов: лад, ладный, лады, ладить, ладковать и т.д. По мере эволюции Лада и ее сыновья (дочь) утрачивали свои прямые любовно-брачные функции, ассоциируясь с весенне-летними аграрно-магическими образами. В этом качестве они органично вошли в фольклористику славянских народов.
Автор: П.Ф. Маркин