Судьба человека родового общества во многом зависела от благополучного климата, удачной охоты, а в земледельческую эпоху – от богатого урожая. Природные катаклизмы: пожары, засуха, ураган, град могли лишить надежды на добычу зверя и обильный урожай и тем самым обречь человека на гибель. Поэтому культ природы, животных, воды и огня характерен именно для ранней, тотемистской формы мифологии.
Особенно почитались небо и земля, воспринимаемые как главные силы, от воли которых зависит судьба человека и рода. Как и в античной космогонии, основой всего сущего у древних славян является Хаос – «нулевая точка отсчета» для зарождения оппозиции «небо- земля», «свет-тьма». Плодоносящая земля уподоблялась женщине, а небо, посылающее солнечные лучи и дождь – оплодотворяющее семя, – представлялось мужчиной. На основе олицетворения неба и земли возник культ Рода и рожаниц, прошедших охотничью и земледельческую фазу в родовом обществе. Очевидно, вместе с упырями и берегинями они были первыми божествами в мифологическом пантеоне, которому поклонялись древние славяне, о чем свидетельствует Григорий Богослов в уже цитированном «Слове об идолах»: «Се же словени начали трапезу ставити Роду и рожаницам прежде Перуна, Бога их». Большинство исследователей также связывают Рода и рожаниц с ранним этапом осмысления и освоения человеком мира и придают им универсальную функцию рождающего и поглощающего начала, жизни и смерти. На это указывает множество слов, имеющих общий корень «род» – «рож»: природа, родитель, родина, рожать и т. д. Правда, по мнению ряда ученых (И.И. Срезневский, А.Н. Веселовский), Род-божество, характерное только для восточных славян, принадлежит к поздним мифологическим представлениям.
Первоначально, по - видимому, рожаницы доминировали, являясь «хозяйками мира», что вполне соответствует эпохе матриархата с доминирующим положением женщины. Они давали жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру (ср. в античной мифологии Гея – богиня земли как некое универсальное рождающее и оплодотворяющее начало). Следует отметить амбивалентный характер рожаниц: они не только дарители жизни, но по космическим меркам и вершители человеческих судеб (ср. семантический реликт: «на роду написано»). В народных поверьях, имеющих поздний характер, рожаницы являлись к новорожденному и отмеряли ему нить жизни (ср. мойры – парки – норны в древнегреческой, римской и скандинавской мифологиях).
Универсальность, всеобъемлющий характер функций рожаниц способствовал тому, что они не имели отчетливо выраженного персонифицированного облика. В пантеоне древних славян рожаницы – мать и дочь – представлялись полуженщинами- полулосихами, находящимися на небе, и отождествлялись с двумя звездными ориентирами северного полушария – Большой и Малой Медведицей. Поэтому культ рожаниц сопровождался ритуалом ежегодных жертвоприношений оленей. В вышивках и деревянной резьбе рожаницы изображались как женщины с лосиными или оленьими рогами. В архаичных же рисунках они представлялись в образе четырех женских грудей, питающих все живое. В позднюю земледельческую эпоху образ рожаниц теряет космогонические черты, трансформируясь в единое женское божество рождающей земли, получившее название Мокошь (Макошь).
Род же почитался как небесный бог, вдыхающий жизнь во все живое. По представлению древних славян Род «сидит на воздухе», ему приписывалось возникновение жизни на земле. Род возвышается и доминирует в эпоху патриархата, отодвигая на задний план архаичных рожаниц, не выходивших за пределы идеи плодородия и плодовитости. Космогония Рода связана с мировым яйцом – архетипом, составляющим основу мифов всех народов мира. Оно – источник, первооснова жизни, начало в бесконечной цепи рождений и смертей. Явившись в мир, Род породил все, что называется Природой, отделил светлый мир («явь») от темного («навь»), дал людям все, что называется благом. Животворная функция Рода отразилась в его отождествлении с фаллосом, иногда с зерном. Позднее функции Рода сужаются, он становится воплощением мужского плодотворящего начала, покровителем и защитником родоплеменной общины, ее единства и могущества. Функция же небесного божества переходит к другим, более персонифицированным богам, прежде всего, к Сварогу и его сыновьям – Сварожичу и Перуну.
До нашего времени не дошло (кроме символических фаллосов) зримых изображений Рода. Правда, опираясь на описания знаменитого Збручского идола, в котором ученые признают Святовита, Б.А. Рыбаков отождествляет Рода, почитаемого прежде всего у восточных славян, со Святовитом, чей культ был распространен у славян западных [3]. Очевидно, основания для подобного тождества имеются, учитывая созидающую и оплодотворяющую функцию обоих богов. При этом следует иметь в виду, что Род – божество архаичное, в отличие от Святовита, представляющего классическую эпоху. Славяне почитали своих первобогов, устраивая празднества в их честь. Осенью после уборки урожая Роду и рожаницам приносили жертвоприношения, совершали пиршества и пили хмельные меды. Архаичность Рода и рожаниц способствовала их живучести в мифологическом сознании. Культ этих богов почти не подвергся христианизации, бытуя в языческом обрамлении, что послужило причиной его преследования в разнообразных церковных инвективах и поучениях против язычников.
Автор: П.Ф. Маркин