Истоки древнеславянской мифологии уходят в глубокую архаику – первобытно-общинные отношения. Б.А. Рыбаков полагает, что это произошло приблизительно во II тысячелетии до н.э., когда праславяне отпочковались от общего индоевропейского этноса и уже владели определенным запасом религиозных культовых представлений. Сам механизм зарождения религиозного сознания мало чем отличался от других мифологий и представлял собой вербальную, сюжетно оформленную модель мировоззрения славянского этноса. Вообще, мифотворчество – процесс, характерный для всех народов на определенной ступени общественного развития и связанный с универсальными социально-психологическими законами. В отличие от современного (аналитического), мышление древнего человека было образно-сакральным, основанным на вере в анимистическое, чувствующее и мыслящее сверхъестественное природное начало. Природа ощущалась как равное существо, человек говорил с ней, просил, требовал, любил и ненавидел. «Первобытный человек не выделяет себя из природы, для него все является таким же чувственным, каким является он сам... В условиях отождествления себя с природой он всегда отождествляет эту последнюю, населяя ее вымышленными живыми существами», – справедливо пишет А.Ф. Лосев. Окружающий мир воспринимался древним человеком как беспорядочный, не имеющий системы и законов хаос. Вера же в богов систематизировала этот хаос, по-своему объясняла его зависимость от природы, сулила успех в случае соблюдения магических правил и обрядов. Боги язычника были своеобразными символами осваиваемой человеком природы. Получалось так: чем шире был пантеон языческих богов, тем разностороннее его эмпирические познания, глубже и шире практический кругозор. Языческий мифологизм подчинялся стихийной диалектике, он не замыкался на человеке, а стремился к познанию богов через познание природы. Мифологическое сознание – это способ донаучного, чувственного объяснения мира, определенный этап в духовном развитии человеческого общества.
Разумеется, как и всякая мифология, славянская прошла свои стадии развития. В соответствии с эволюцией общественного сознания и социальных отношений в славянской мифологии можно выделить архаический и классический периоды. Это деление, впрочем, как и любая систематизация, условна и не до конца отражает всю сложность и противоречивость славянского язычества.
Архаический период относится к ранним стадиям первобытно-общинных отношений, связанных с анимистическими представлениями человека, когда обожествлялись стихийные силы и поклонялись деревьям, озерам, рекам и т. д. Так, в «Повести временных лет» сообщается, что язычники по «дьявольскому наущению приносили... жертвы рощам, колодцам и речкам». Кроме «приземленного» поклонения конкретным природным явлениям, славяне пытались осмыслить и окружающий космос (солнце, небо, звезды и т. д.). К этому периоду относятся божества, не имеющие зримого персонифицированного облика, либо имеющие зооморфные свойства (упыри и берегини, Род и рожаницы).
Классический же период связан с усложнением первобытной общины, уходом в прошлое матриархата и, впоследствии, –зарождением государственности. Его можно охарактеризовать как политеизм (при доминировании триадного принципа), когда вычленяется пантеон богов, имеющих антропоморфный облик и весьма определенные и фиксированные функции. Мифологемы, связанные с конкретными божествами, расширяются, комбинируются в теологические и космогонические системы. Наиболее влиятельными становятся боги, находившиеся в тесной связи с определенными явлениями природы и сферами жизнедеятельности человека (Сварог, Стрибог) и пантеон их богов.
Автор: П.Ф. Маркин
Продолжение здесь.