Наконец, гумилевскому прямому фиксированию точки зрения «с той стороны» жизни («отслужу… панихиду по мне») у БГ соответствует строчка: «На наших гробах – цветы да трава», – где явлена аналогичная точка зрения. С мотивом пересечения пределов земного бытия связаны и образы сакрализованных средств преодоления посюстороннего пространства, которые выявляют у БГ определенное сходство с гумилевскими. Так, гумилевскому мистическому трамваю у БГ соответствует не менее сакрализованный трамвай в одноименной балладе, который в конце сюжета (прозрачно намекающего на евангельские события) «уже шел там, где не было рельсов, // Выходя напрямую к кольцу» [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 198].
Вообще, БГ в большей степени, чем его «серебряновековой» предшественник, разнообразит транспортные средства проникновения в иные сферы бытия. Мы обнаруживаем у него и паровоз, который «мчит по кругу, // Рельсы тают, как во сне» [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 381], и демонический «черный истребитель», и «аэроплан» Дубровского, играющий роль вестника из Небесного Иерусалима. Однако представляется, что все эти средства передвижения в запредельных пространствах «вышли» из гумилевского трамвая. Кстати, и образы Небесного Иерусалима встречаются у обоих поэтов – причем у обоих же этот Небесный Град выстраивается внутри «родного» российского пространства: у Гумилева это «стены Нового Иерусалима // На полях моей родной страны» [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 289], а у БГ это «Небесный град Иерусалим», который в реплике Дубровского «стоит вокруг нас // И ждет нас…» [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 374].
В этом перемещении на родную почву универсальных христианских ценностей проявляется еще одна, на наш взгляд, сходная черта художественного мышления Гумилева и БГ: способность совмещения сакрального контекста с приватно-домашним. Например, обращения к святым в текстах обоих поэтов не сопровождаются молитвенной или торжественно- гиератической интонацией, а звучат скорее по-дружески – как, например, в стихотворении Гумилева «Рай»:
Апостол Петр, бери свои ключи,
Достойный рая в дверь его стучит…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не медли более, бери ключи… [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 199 – 200]
У БГ мы находим довольно похожее и по смыслу, и по интонации на процитированное выше из Гумилева обращение к святым заступникам:
А если завтра в чистый рай
Под белы руки взят буду –
Апостол Петр, ой батька Николай,
Возьми меня отсюда… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 353]
Наконец, в своих сакрализованных пространствах БГ, как и Гумилев, размещает великое множество священных деревьев, мифологических зверей и птиц. При этом бестиарии обоих поэтов во многом совпадают, черпая образы из почтенных общих мифологических источников, изобилующих орлами, львами, единорогами и вещими птицами. Однако этот священный зверинец у обоих поэтов выполняет скорее живописные функции (за редким исключением), внося приятное разнообразие в мистический пейзаж. А вот деревьям в художественном мире и Гумилева, и БГ отводится поистине почетная роль хранителей «совершенной жизни». У Гумилева наиболее убедительно это выражено в стихотворении «Деревья»:
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни.
На ласковой земле, сестре звездам,
Мы – на чужбине, а они – в отчизне [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 208].
Дерево выступает носителем священной памяти и в стихотворении «Оглушенная ревом и топотом…». Здесь герой в качестве «последней милости» перед смертью просит у Бога:
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 260]
У БГ священное дерево (а любое дерево в его стихах священно) – это и axis mundi, и символ подлинной сущности героя, хранилище духа и души. Таковы образы деревьев во множестве текстов, но наиболее ярки они в «Дереве», «Платане», «Капитане Воронине» («Но каждый человек – он дерево, // Он отсюда и больше нигде» [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 301]).
Таким образом, наибольшее число проявлений сходства в поэзии Гумилева и БГ обнаруживается в следующих областях: в пафосе «светлой иронии», укорененном в акмеистической традиции приятия мира; в художественном мировоззрении, соединяющем опору на религиозно- национальные «корни» с открытостью опыту иных духовных традиций; в мотивно-образном кругу, связанном с запечатлением сакрального. Вместе с тем, обилие параллелей ярче демонстрирует трансформации гумилевского «романтического историзма» к концу ХХ века.
Автор: Т.А. Пахарева