Другая же особенность мировосприятия, общая у БГ с Гумилевым, – это осознанное стремление «держаться корней» (БГ), в том числе и «корней нашей веры» (Гумилев), в соединении с тенденцией к религиозному и культурному синтезу в творчестве, с проникновением далеких от русской традиций в собственный художественный мир (в применении к национальной идее об этой особенности в поэзии Гумилева см.: [Паздников П. В., Сафарова Т. В. Образ национальной культуры в художественном сознании Николая Гумилева // Сто лет Серебряному веку: Материалы Международной научной конференции: Нерюнгри, 23-25 мая 2001 г. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 91 – 96., с. 91 – 96]). Сходство усиливается еще и тем, что в качестве такого «другого» религиозного контекста у обоих поэтов чаще всего выступает буддийский (или индуистский) Восток. Так или иначе, это размыкание границ христианского мировосприятия и у БГ, и у Гумилева открывает простор идее множественности воплощений души. А с нею, в свою очередь, связываются важные для творчества обоих поэтов мотивы анамнезиса и самоидентификации, поиска своего истинного, изначального «я». Присутствие этих мотивов в таких текстах Гумилева, как «Прапамять», «Сонет» («Я, верно, болен: на сердце туман…»), «Деревья» и др., самоочевидно. Но и в творчестве БГ этот мотив декларируется настолько часто и прямо, что можно считать его ключевым в формировании гребенщиковского художественного мира:
Ты встанешь из недр земли исцеленный,
Не зная, кто ты такой… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 195];
Если бы я умел видеть,
Я увидел бы нас так, как мы есть:
Как зеленые деревья с золотом на голубом… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 215];
Завидую вашему знанию, что я – это я… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 202];
Прими свое имя и стань рекой… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 245].
И Гумилев, и БГ в своих текстах в равной мере охотно обращаются к традиционным формам выхода к сакральному сверхзнанию – это формы сна, прежде всего, и измененных состояний сознания, размыкающих границы повседневного бытия. Но в рамках этого типологического сходства отображения форм мистического опыта встречаются и такие совпадения текстов БГ и Гумилева, которые свидетельствуют о пересечении их индивидуальных художественных миров. Так, гумилевский Актеон, рассчитывая получить откровение во сне, говорит:
Я буду спать, не закрывая глаз.
И, может быть, проснусь наутро богом [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 2, с. 216].
У БГ в стихотворении «Как движется лед» (оно входит в альбом «Десять стрел» – один из самых «сакрализованных» альбомов БГ, насыщенный мотивами, отсылающими к сфере религиозно-мистических переживаний) обнаруживаем, фактически, парафраз этой реплики:
Ты ляжешь спать мудрый, как слон,
Проснешься всемогущий, как бог [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., 206].
Даже если «Актеон» и не является актуальным чтением для БГ и такое совпадение текстов – не аллюзия, а случайность, то тем симптоматичнее это совпадение – как знак «органической» близости поэзии БГ к гумилевскому типу художественного мышления.
Однако гумилевские аллюзии (сознательные или бессознательные) обнаруживаются и в других балладах БГ. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на гумилевский контекст в «Гарсоне № 2» и «Центре циклона». В первом случае в качестве источника аллюзий нам видится «Заблудившийся трамвай», во втором – «Пьяный дервиш» Гумилева. Начнем с последнего. И у Гумилева, и у БГ с первых строк задается мотив опьянения и связанный с этим состоянием «качающийся», «маятниковый» ритм чередования основных контрастных образов:
Камень черный, камень белый,
Много выпил я вина… [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 301];
Вчера я пил и был счастливый,
Сегодня я хожу больной… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 370].
Сюжет обоих текстов представляет собой вариацию на тему «in vino veritas». У Гумилева выражением этой мысли становится узнавание торжественной тайны, что «мир лишь луч от лика друга, // Все иное тень его». У БГ символом такой истины становится сам образ «центра циклона» – почти что священный центр мира, где «снежные львы и полный штиль». Наконец, непременным мотивом, сопровождающим в обоих текстах эту идею познания священной истины, становится мотив смерти. У Гумилева он выражен буквально:
Вот иду я по могилам, где лежат мои друзья,
О любви спросить у мертвых неужели мне нельзя?
И кричит из ямы череп тайну гроба своего:
Мир лишь луч от лика друга, все иное тень его! [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 301]
У БГ мотив смерти присутствует иносказательно, в образе обреченного на смерть камикадзе, с которым сравнивает себя герой баллады:
А в нашем полку все – камикадзе,
Кто все успел – того здесь нет;
Так скажем «Банзай!» и Бог с ней, с твердью… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 370]
Однако обретение сакральной истины в вине как сюжет и у Гумилева, и у БГ – скорее исключение, чем правило (вообще тема опьянения у БГ достаточно детально разработана, но скорее в русле традиции, связанной с образом «проклятого поэта» – от французских поэтов и Блока до Высоцкого). Более же типичным для обоих в связи с темой поиска сакральной истины является сюжет о путешествии в запредельные пространства, характерными примерами которого являются «Заблудившийся трамвай» и «Гарсон № 2». Если маршрут в потустороннее пространство у Гумилева прочерчен вполне в соответствии со сказочно-мифологическим каноном – через три реки («Через Неву, через Нил и Сену») «по трем мостам», – то у БГ этот путь подвергнут легкой модернизации: в роли трех рек выступают три улицы, но тоже вполне мифологизированные в современном культурном контексте:
Я вышел пройтись в Латинский Квартал,
Свернул с Camden Lock на Невский с Тверской… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 365]
Любопытно при этом, что «Невский с Тверской» становятся единым топографическим целым – неким символом общероссийского культурного пространства (в котором, кстати, в «снятом» виде предстает оппозиция «Москва – Петербург»). Гребенщиковские улицы как аналогии гумилевских рек вызывают еще одну ассоциацию – со «Сном» Гумилева («Застонал я от сна дурного…»), где улицы также метафорически уподоблены рекам:
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек. [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., т. 1, с. 225]
Явное сходство «Гарсон № 2» обнаруживает с «Заблудившимся трамваем» и в общей сюжетной схеме – возвращения в прошлое и обращения к тому, что в жизни было дорого, с позиции «по ту сторону» земного существования. И здесь обращению гумилевского героя к умершей невесте соответствует у БГ видение мертвого прошлого:
Вот стол, где я пил; вот виски со льдом,
Напиток стал пыль, стол сдали в музей,
А вот – за стеклом –
Мумии всех моих близких друзей… [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 365]
И недоуменному восклицанию героя Гумилева: «Может ли быть, что ты умерла!» – также соответствует не менее растерянная реплика героя БГ: «А я только встал на пять минут – купить сигарет». С религиозным видением Исаакия и строками:
Там отслужу молебен о здравье
Машеньки и панихиду по мне [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 299] –
в «Гарсоне № 2» соотносится тоже своеобразный «молебен»:
А колокольный звон течет, как елей;
Ох, душа моя, встань, помолись –
Ну что ж ты спешишь?
А здесь тишина, иконы битлов, ладан-гашиш;
А мне все равно – лишь бы тебе было светлей. [Гребенщиков Б. Песни. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 528 с., с. 365].
Автор: Т.А. Пахарева