Одним из известных персонажей «низшей мифологии» являлся леший (лешак, лесовик, лисун) – злой дух, олицетворение леса как враждебной человеку стихии. Лес у древних славян был не просто «средой обитания», а формой бытия. Его значение определялось национальной концепцией пространства, согласно которой функция леса была амбивалентной. С одной стороны, он давал возможность человеку добывать птицу и зверя, заготавливать дрова, с другой – проявлял враждебность как некое «чужое» начало, находящееся в оппозиции освоенному человеком миру. В лесу можно было заплутаться и погибнуть, быть растерзанным дикими зверями. Иначе говоря, в оппозиции «хозяйственный лес» и «лес враждебный» первостепенным для древнего славянина было его последнее значение. По этому поводу С.А. Токарев справедливо пишет, что для славянского сознания «лес был действительно больше врагом, чем средством существования», в чем сказалась «тысячелетняя традиция земледельческого народа». Именно агрессивная сущность леса отразилась в образе лешего, культ которого относится, очевидно, к архаичному охотничьему периоду развития общества.
По народным поверьям, лешие, как и русалки, «заложные покойники» или проклятые родителями дети. Д.К. Зеленин приводит из былички слова лешего о себе: «Я такой же человек..., на мне только креста нет, меня мать прокляла». Сохранились и христианские версии, согласно которым лешие – низвергнутые богом падшие ангелы: те, что «попадали на дома, стали называться домовыми, в леса – лешими, в воду – водяными».
1. Облик лешего. Облик лешего варьируется в проявлениях различных кодов: антропоморфного, зооморфного, орнитоморфного, древесного, выражающих многоликую сущность духа леса. Антропоморфный облик лешего отличается неопределенностью и неустойчивостью типологических характеристик. Он может быть огромного (выше самых высоких деревьев) роста и необыкновенной силы – возможные сопряжения с эпическими героями. Одновременно он может явиться и внешне ничем не примечательным, обычным человеком, седым стариком с длинной бородой и посохом либо кнутом в руке. По другим источникам у него острая голова, нет бровей и ресниц, тело покрыто волосами. В качестве «портретных» деталей лешего называют:
а) растрепанные волосы («волосы-то на голове долгие- долгие… растрепались как холмина»). Однако в других вариантах на голове у лешего может быть шляпа с широкими полями, красная (белая) шапка, либо высокий колпак;
б) зеленые глаза, принимающие различные цветовые оттенки. Правда, у лешего может быть и один (левый) глаз, одно (левое) ухо – признак ассиметрии, указывающий на принадлежность к «темному» миру. Кровь у лешего синяя, и он не отбрасывает тени;
в) в облике и поведении лешего актуализирован отмеченный многими меморатными свидетельствами принцип «левого» начала. «Хозяин» всегда смотрит через левое плечо, его длинные волосы бывают зачесаны налево. Тот же принцип «левого» характеризует и одежду лешего. Так, левая пола одежды запахнута на правую. Ноги обуты в лапти по принципу «наоборот»: правый на левую ногу, левый – на правую. Одна нога вообще может быть расположена пяткой вперед. Садясь, леший закидывает левую ногу на правую. Тяготение лешего к «левому» имеет сакральный смысл как «знак» его темного начала. По замечанию В.В. Иванова, «для большинства мифологий характерно использование признака «левый» в значении отрицательного» (плюют через левое плечо, леворукость как нарушение симметрии и т.д.);
г) кнут, с помощью которого он управляется со зверьем, находящимся в его подчинении;
д) в одежде лешего каких-либо однозначных, типологических признаков не наблюдается. Он может появиться одетым в кафтан, армяк, но при этом подпоясанным красным кушаком. В мифопоэтической символике пояс знаменует, с одной стороны, магический круг с оппозицией «своего – чужого», с другой, – знак приобщения к циклическому круговороту природы. Это может быть и длинный, неопределенного покроя балахон с широкими рукавами серого (белого) или зеленого цвета. Одновременно при случае леший появляется в черном костюме и даже в шинели и шапке с кокардой. В исключительных случаях «хозяина» можно увидеть и обнаженным (нагота как выражение его субстанциональной сущности). В цветовой палитре одежды лешего доминирует зеленый, синий, серый и бурые цвета, экстраполирующие цветопись окружающей его лесной стихии. В качестве обуви леший использует лапти, реже сапоги, иногда даже ходит босым.
Зооморфный код лешего связан прежде всего с медведем – его постоянным спутником, в чем проявились глубинные отголоски тотемных представлений. Зооморфность лешего может обретать различный, порой, самый неожиданный облик. Так, «хозяин» леса реанкарнируется волком, собакой, кошкой, лошадью и даже лягушкой.
В орнитоморфном плане он может представляться сорокой и особенно вороной. Реинкарнация лешего в этих птиц не случайна. Сорока традиционно считается «нечистым созданием» «с демоническими, вредоносными функциями». Демонология сороки, кстати, интернациональна: в Англии ее считали птицей дьявола, в Швеции связывали с колдовством, а в Шотландии – с предвестниками смерти. Мифопоэтическая символика вороны (ворона) также архетипически связывает её с низшим, хтоническим горизонтом бытия, с миром мертвых (черный цвет, визионарность, хищный нрав). Поэтому инфернальная природа лешего прямо соотносится с их «нечистой» сущностью.
Древесный код лешего проявляется в его метаморфозных разновидностях дерева: сосны, ели, дуба, березы и т.д.: «руки и ноги его толсты и крепки, как стволы дубов». Названные виды деревьев в качестве инкарнанта лешего не случайны: именно они являются наиболее распространенными в лесных ареалах славянской территории. Древесная природа лешего актуализирована и другими приметами его облика: лицо и тело, поросшие шерстью - мхом, зеленая борода, зеленые глаза и т.д. В христианский период демонизация лешего отразилась и в его облике, сопряженном с обликом черта. Так, он нередко представлялся козлоногим существом, покрытым шерстью, с небольшими рогами и копытами, что, кроме того, вызывает ассоциацию с античным Паном и сатирами.
2. Жилище и среда обитания. Преимущественно антропоморфный характер леших сказывается и в том, что они живут семьями, обитая в хоромах (избах), расположенных в гущах лесного массива – в болотистой непроходимой глуши, в трущобах и буераках. Болото, ассоциируясь с низшим горизонтом бытия, с миром мертвых, во многих мифологиях представляется локусом инфернальных сил (ср. болото как место обитания черта). Поэтому по поверьям славян и жилище лешего как нечистого духа также было связано прежде всего с болотом. Однако жилище лешего может связываться и с конкретным, как правило, самым большим в лесу деревом и даже дуплом.
Женами лешего чаще всего являются похищенные им девушки. Мотив похищения и сожительства женщины с нечистым духом уходит в первобытные верования в «тотемного первопредка» – покровителя рода. Лешачихи (лисунки) отличаются злобным нравом и непримиримым отношением к человеку. Их представляли то женщиной в белом сарафане, то обнаженной девушкой, то безобразным, покрытым волосами, существом с гипертрофированно большими грудями.
3. Функциональные характеристики лешего. Леший являлся хозяином леса как некоей аксиологической данности. В его власти находились обитающие там звери и птицы – все, что так или иначе связано с лесной стихией. Когда он обходит свои владения в сопровождении свиты зверей, то поднимается буря, лес шумит, трещат деревья. «Хозяин» леса отличается проказливым, шаловливым, а порой и зловредным характером. В лесу он свистит, шумит, хлопает в ладоши, поет, хохочет. При этом семантика голоса лешего прямо ассоциируется с шелестом деревьев, криком птиц, рыком зверей и т.д. – полифонией лесной стихии. Любимое развлечение лешего – завести путника в трущобу и, натешившись его страхами, вволю посмеяться (смех как демонстрация превосходства над человеком). Для этого леший использует магию круга как замкнутого пространства «иного» мира, в котором оказывается человек, магию собственного следа и тропы, заставляющую путника бесконечно долго плутать в лесу.
Чтобы сбить человека с верного пути, леший использует инкарнацию, принимая облик промыслового зверя, якобы проводника, встречного человека, отвечает на ауканье (аналог с античной Эхо), насылает всевозможные наваждения. Будучи «хозяином» леса, леший заботится о защите среды своего обитания, охраняя лес от порубки. В этом смысле он может жестоко наказать человека, который бездумно рубит деревья, о чем повествуют многочисленные «бродячие» сюжеты быличек. Как «тотемный первопредок» он является также покровителем и ревностным защитником всего видового многообразия диких животных. Без его ведома и разрешения невозможен охотничий промысел и лесозаготовки.
4. Отношения лешего с человеком. Леший принадлежит к разряду духов, с которыми возможны договорные отношения. Инициатором встреч с «хозяином» чаще всего выступает человек, движимый прагматическим интересом – добычей зверя, дичи, заготовкой леса и других лесных даров. В хронотопном плане леший чаще всего является человеку утром, вечером – в пограничной ситуации «светлого» и «темного» времени и, конечно, ночью (ночь – хронос инфернальных сил). Кроме того, контакт человека с лешим происходит не в любое время, а в сакральные, христианские или язычески освещенные «знаковые» дни (Пасха, Иван Купала и т.п.).
Встреча происходит преимущественно на перекрестке дорог – разновекторном локусе, характерном для всякой нечисти (пример: свадьба черта и ведьмы), на опушке леса, у самого высокого дерева, где и состоится заключение договора, определяющего обязанности сторон. Ритуал договорных отношений может включать магию различных обрядовых «формул», но смысл их сводится к принципу: «Ты мне, я – тебе». «За много ли будешь пасти? Я тебе яичко дам», – говорит, например, пастух лешему, предлагая ему стать защитником домашнего скота. Если обе стороны пришли к соглашению, скот пасется под опекой лешего в полной безопасности. Охотники, прежде чем добывать зверя, просили лешего о покровительстве, что отразилось в некоторых заговорных формулах: «Подите вы, лешие, пригоните русаков и беляков на мои клети поставные...».
Чтобы заслужить благосклонность лешего и подтвердить состоявшийся характер договорных отношений, ему приносят дары, порой самые неожиданные: пасхальное яйцо, хлеб, посыпанный солью, табак, волосы и ногти как символ жизненной силы человека и тем самым как знак подчинения его лешему, а также кровь. Последняя является реликтом обряда жертвоприношения, бытовавшего в глубокой древности, а позднее ставшая эквивалентом продажи души дьяволу с обязательной атрибутикой росписью кровью.
В отношениях с человеком леший может выступать и в качестве визионария, предсказателя, «пополняя ряды персонажей – оракулов, восходящих к единому архетипу, связанному с божествами судьбы, и выделившихся из него в процессе длительной эволюции». В этом смысле в контакт с лешим вступают «знающие» люди с помощью набора ритуальных обрядов и заговоров, имеющих строго регламентируемый характер. При соблюдении всех правил ритуала леший может предсказать судьбу человека, ответить на вопросы, связанные с крестьянским бытом.
В случае однозначно враждебного отношения лешего к человеку существуют всевозможные обереги: заговорные формулы, ритуальные действия защитного свойства (вывороченная наизнанку одежда, надевание правого лаптя на левую ногу), молитвы с упоминанием Бога и святых (Николая Чудотворца прежде всего) и даже грубая ругань. Молитва, являясь экспликантом победившей веры, традиционно оказывает мощное усмиряющее воздействие на представителей «изнаночного» мира. Ругань же – нечистая вербальная стихия, знак «чужого» состояния мира и человека – как бы давала представление о причастности человека к этому миру. На зиму леший покидает лес, скрываясь в темных завалах (избе), под землей до весеннего пробуждения, оставляя за себя своих зимних помощников: Морозко, Карачуна, Трескуна и Студенца, в чем сказалась древняя связь лешего с весенне-летним природным циклом, олицетворением которого он когда-то, очевидно, являлся. Таким образом, вера в духа леса возникла как следствие одухотворенных и тотемных представлений человека о лесной стихии, его стремления выстроить отношения с лесом в соответствии с языческими нормами традиционных верований и обычаев.
Автор: П.Ф. Маркин