С  течением  времени  отдельные  функции  Перуна  персонифицировались,  и  единый  владыка  распался  на  ряд  отдельных  божеств  –  собственно  Перуна,  бога  грома  и  молнии,  бога огня Сварожича и ветров – Стрибога.

Стрибог в традиционной версии почитался как бог ветров, бурь  и  грозы.  Его  имя  зафиксировано  в  «Повести  временных  лет»,  в  «Житии  блаженного Володимира»,  в «Слове  о  полку  Игореве»  и  некоторых других источниках. В научной литературе  этимология  имени Стрибога осмысляется неоднозначно. По одной версии его  связывают  с  глаголом  «строить»,  и  тогда  он  выступает  как  «устроитель  добра».  Другие  обращаются  к  индоевропейским  истокам,  считая  Стрибога  «богом-отцом»  –  главным  божеством  неба. Тем самым  под сомнение ставится первенство Сварога как  главы  языческого  пантеона.  Так,  по  мнению  Б.А.  Рыбакова,  Стрибог и Сварог  – имена-эпитеты одного и того же верховного  небесного  божества.  Конечно,  природные  стихии  можно  рассматривать как  эманацию неба, олицетворением которого  был  Сварог.  Однако  известные  нам  древнерусские  источники однозначно  наделяют  Стрибога  вполне  определенными,  конкретными  функциями,  что  не  дает  оснований  для  их  совмещения.  В  данном  случае  убедителен  тезис  о  том,  что  «в  древнерусской традиции Стрибог представляет  уже  не верховное  божество,  а  выражает,  по-видимому,  функции,  связанные  с  некоторыми  природными  явлениями».  Еще  по  одному  этимологическому  варианту  «стри»  как  на  санскрите,  так  и  на  языке  «Авесты»  означает  «женщина»,  и  это  дало  основание  считать Стрибога божеством женского рода.

Столь же противоречивыми являются и функции Стрибога. Он  почитался  божеством  ветра,  бури,  погоды  в  целом,  был  «устроителем добра». Так, в «Слове о полку Игореве» о Стрибоге  говорится как о владыке всех ветров: «Се ветры, Стрибожи внуки,  веют  с  моря  стрелами»  [18].  Но  «устроитель  добра»  не  всегда  покровительствует  человеку.  Он  может  быть  и  враждебен  ему,  принося  холод,  непогоду,  бури и  метели,  о  чем свидетельствует  первая  часть  слова  «Стрибог»,  которая  по  одной  из  версий  означает  «стрити»,  «стри»  –  «уничтожать».  Не  случайно  в  православной  традиции  Стрибог  отождествляется  с  нечистой  силой.  Правда,   «стри»  семантически  может  соотноситься  и  с  глагольными формами – «простирать», «распространять», и тогда  Стрибог как податель всеобщего блага становится эквивалентным  Даждьбогу.  Главные  храмы  Стрибогу  располагались  близ  устья  рек, на островах, чтобы корабелы могли приносить божеству дары  и  жертвы. Позднее другими названиями этого бога были Погода,  Похвист,  Сиверко.  Однако  некоторые  исследователи  считают  их  сыновьями Стрибога.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предвдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****