Мифологическим  инвариантом  Сварога  у  некоторых  славян  был Сварожич, функции которого прямо ограничивались стихией  огня.  Неизвестный  Христолюбец  в  поучении  против  язычников  писал, что они «огневи молятся, зовут его Сварожичем»; в другом  месте:  «иже  молятся  огневи  под  овином». 

Опираясь  на  данный  текст, некоторые авторы считают Сварожича богом овинного огня,  тем самым ограничивая его функции локальным земледельческим  культом.  Однако  огонь  у  древних  славян  имел  не  только  «прикладное»,  но  и  символическое  значение  как  некоей  космической  очистительной  стихии  (огню  приписывались  очистительные  и  целебные  свойства,  его  почитали  и  ему  поклонялись).  Поэтому  Сварожича  следует  считать  западнославянским  аналогом  Сварога  –  небесным  божеством,  олицетворяющим  сакральную  стихию  огня  и  связанного  с  ним  кузнечного  ремесла,  которому  у  древних  приписывалось  магическое  значение.  Кроме  того,  В.В.  Иванов  и  В.Н. Топоров  наделяют  Сварожича  еще  одной  функцией  –  покровителя  воинского  искусства.  Культ  Сварожича,  вытеснившего  Сварога,  был  распространен  у  западных  и  балтийских  славян,  о  чем  свидетельствует  Гитман,  епископ  Мерзенбургский.  В  своем  труде  о  быте и  верованиях  западных славян он  пишет,  «что  все  язычники чтут его (Сварожича) и поклоняются еще более  прочих богов».

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****