Мифологическим инвариантом Сварога у некоторых славян был Сварожич, функции которого прямо ограничивались стихией огня. Неизвестный Христолюбец в поучении против язычников писал, что они «огневи молятся, зовут его Сварожичем»; в другом месте: «иже молятся огневи под овином».
Опираясь на данный текст, некоторые авторы считают Сварожича богом овинного огня, тем самым ограничивая его функции локальным земледельческим культом. Однако огонь у древних славян имел не только «прикладное», но и символическое значение как некоей космической очистительной стихии (огню приписывались очистительные и целебные свойства, его почитали и ему поклонялись). Поэтому Сварожича следует считать западнославянским аналогом Сварога – небесным божеством, олицетворяющим сакральную стихию огня и связанного с ним кузнечного ремесла, которому у древних приписывалось магическое значение. Кроме того, В.В. Иванов и В.Н. Топоров наделяют Сварожича еще одной функцией – покровителя воинского искусства. Культ Сварожича, вытеснившего Сварога, был распространен у западных и балтийских славян, о чем свидетельствует Гитман, епископ Мерзенбургский. В своем труде о быте и верованиях западных славян он пишет, «что все язычники чтут его (Сварожича) и поклоняются еще более прочих богов».
Автор: П.Ф. Маркин