Боги эволюционировали вместе с сознанием людей и обществом. Наряду с укреплением и усилением государственности происходит стабилизация и закрепление языческого пантеона богов и их функций. Одни мифологические персонажи переходили с высшего уровня на низший, частично теряя или меняя свои функции: из положительных становились отрицательными и наоборот. Правда, у разных славянских племен этот процесс имел свой, самобытный характер. Отсюда и разночтения в богах, обладающих одинаковой, сходной функцией.
Очевидно, в эту эпоху окончательно складывается космогоническая картина мира и представления об основных его субстанциях: Яви, Нави и Прави. «Явь» – это реальный, освоенный мир, «пространство культуры», среда обитания людей, всего того, что их окружает. «Навь» – мир потусторонний, где, по языческим представлениям, обитают души умерших (А.Н. Афанасьев). Однако в христианскую эпоху он приобрел инфернальный, чуждый и враждебный человеку смысл. Этот мир имеет «весьма точный топонимический локус: под землей, под водой и т.д.». Он может начинаться сразу за порогом дома или даже внутри дома (подпол, запечье). «Правь» – это законы, заповеди Сварога и других богов, обязательные для исполнения людьми. В это время возникает и «классический» пантеон богов, оформляются сферы их влияния, подчинявших себе небесный, земной, водный и подземный миры.
Автор: П.Ф. Маркин
Продолжение здесь.