Человеку свойственно идти по пути наименьшего сопротивления и использовать минимально трудозатратные методы и способы. Именно эти инструменты копирайтера часто становятся его ложными друзьями. Так, довольно часто копирайтер настаивает на том, чтобы заказчик предоставил ему максимально детализированное техническое задание (ТЗ), с которым, как ему кажется, работать будет проще, поскольку якобы будет ясно, чего от него в действительности хотят. На самом же деле, заказчику, особенно, если он владелец или администратор сайта, а не посредник, коих немерено развелось в последнее время, вообще наплевать на все ТЗ. Ему просто нужен качественный контент, и как копирайтер справится с этой задачей, ему по барабану! Многим из них и словосочетание «техническое задание» ничего не скажет. Мало того, для самого копирайтера предельно детализированное ТЗ является не подспорьем, а порой серьезной проблемой, поскольку гораздо проще писать при помощи развязанных рук, а не наоборот. Тем более, что ТЗ для копирайтера чаще всего пишут те, кто имеет очень отдаленное представление о тексте и его специфике.

У каждого копирайтера есть такой ложный друг, как текстовый редактор, будь то Word или что-либо ещё, который значительно облегчает поиск и исправление ошибок. Но, полагаясь на него, человек перестает замечать собственные ошибки и просто опечатки. Поэтому всецело полагаться на электронные мозги не стоит, а нужно тщательно вычитывать текст, особо обращая внимание на формы слов при их сочетании, так как это редактором вообще не улавливается.

Еще один ложный друг копирайтера – это устоявшиеся, шаблонные фразы, особенно из официально-делового стиля, которые в текстах другой функциональной направленности просто режут слух. В то же время, использование в меру фразеологизмов, а также различных тропов и других средств выразительности часто заметно «оживляет» текст, делает его не формальным, а более близким читателю.

Довольно опасным ложным другом является желание написать текст во что бы то ни стало. Очень часто можно слышать, что нужно заставлять себя писать. Да не нужно! Ничего хорошего из этого не выйдет. Можно сколько угодно насиловать себя и даже при этом что-нибудь создать, но вряд ли это будет что-либо действительно качественное. Обычно, посмотрев на это свое творение через некоторое время, удивляешься его тяжеловесности, слабой аргументированности, недостаточной эмоциональности и т.п. Лучше всего при наличии времени отложить в таком случае именно эту работу и заняться чем-то еще. Вообще лучше «переночевать» с темой текста в голове, тогда многие идеи и способы их реализации могут возникнуть как бы сами собой.

Очень плохо отражается на карьере копирайтера стремление быть всеядным. Подчеркну, не универсальным, а именно всеядным. Речь идет не о широте охватываемых тем, а о тех случаях, когда копирайтеры берутся писать в хвалебном ключе о том, что им не нравится. Такое бывает сплошь да рядом. Деньги нужны всем, и многие прислушиваются к нашептыванию такого ложного друга, как всеядность, призывающему взяться за хорошо оплачиваемую, но постылую работу. Ничего хорошего из этого никогда не выйдет. Даже если контент устроит заказчика, вам самому, скорее всего, будет за него стыдно.

Ну и в завершение статьи более подробно расскажу о таких, пожалуй, самых больших ложных друзьях копирайтера, как биржи фриланса. Вот это друзья так друзья! Правда те, кто хотя бы какое-то время имел с ними дело, таковыми их не считает, но многие новички думают, что здесь для них одни только плюсы. Во-первых, есть заказы, во-вторых, биржа гарантирует оплату их труда, резервируя деньги заказчика, в-третьих, работать можно в любое время дня и ночи и сколько душе угодно. Правда уже через совсем непродолжительное время приходит понимание, что минусов гораздо больше. Рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

Итак, довольно часто на биржах существует деление копирайтеров на определенные «касты», начиная с низших, в которые включаются либо новички, либо те, аккаунты которых бесплатны, и высших – типа профессионалов высокого уровня, а также тех, кто приобретает платные аккаунты. Характерный пример – довольно известная биржа FL.ru, где без покупки PRO-аккаунта, стоящего, кстати, довольно приличную сумму, найти более-менее выгодный заказ совершенно невозможно, впрочем, и с PRO – тоже мало шансов. Если за месяц вам удастся вернуть потраченные на PRO деньги, считайте, вам повезло. Еще одна «фишка» этой биржи – то, что они не только снимают свою комиссию с суммы оплаты, но и якобы выплачивают за вас налог в 13%, в чем я очень сильно сомневаюсь, поскольку как-то подтвердить это невозможно. Зато несомненно, что, заплатив за PRO, разобравшись в идиотских требованиях к исполнителю и аналогичных правилах пользования биржей, вы еще теряете более 20% своих заработанных денег. Вот это осчастливили, друзья биржевики! Аналогичная ситуация, например, на бирже 24Freelance.net. На других, например, на Mepublicatio.ru, чтобы была возможность брать заказы, нужно иметь определенный рейтинг, система расчета которого совершенно непонятна, если читать правила, но про них можно забыть, просто заплатив за этот рейтинг деньги.

На еще одной бирже - Copylancer - для получения заказов нужен определенный уровень доступа, чтобы его повысить, нужно выполнить работы по SEO-текстам для не менее чем 15 разных заказчиков, количество символов в сданных SEO-текстах должно быть не менее 40 000, средняя оценка заказчиком по SEO-текстам - не ниже 4.7, короче – полный бред.

На некоторых биржах поражают «гениальные» тестовые задания, выполнение которых обязательно для всех, кто хочет здесь зарегистрироваться в качестве исполнителя. К таковым относится, например, Turbotext. Все бы ничего, иногда даже прикольно выполнить какие-нибудь тесты, если бы их составляли люди, имеющие хоть какие-то представления о правилах русского языка. Но когда из четырех предлагаемых вариантов ответа на вопрос все ошибочны, и так не один раз, сразу понимаешь, что попал на... Turbotext.

На многих биржах можно договариваться с заказчиком напрямую, к таковым относятся, например, Freelancejob, Kadrof.ru, Dalance и некоторые другие. Но здесь возникает опасность нарваться на мошенников, которые получив ваш контент, ничего за это не заплатят, и судя по комментариям исполнителей, присутствующих здесь, таковых едва ли не половина из всего числа заказчиков.

Одной из серьезных проблем при работе с биржами является вывод средств. Характерной особенность практически везде является то, что найти информацию по этому вопросу крайне сложно, а когда докопаешься до неё, еще не факт, что она не обусловлена какими-либо еще дополнительными моментами. Так, например, на одной из лучших, по моему мнению, бирж - Advego - можно совершать экстренный вывод средств, что занимает всего два часа и 5% от суммы, но сделать это можно только начиная со второго вывода, а при первом придется ждать всего каких-то 16 дней. Да и минимальная сумма вывода должна быть не менее 500 рублей.

Существует и множество других биржевых нюансов, обобщив которые, можно сказать, что заказы на биржах крайне дешевые, чаще всего их очень мало (а значит за них «бьётся» масса исполнителей), вывод средств порой сильно затруднен, у копирайтеров куча обязанностей, но практически нет никаких прав, и еще много-много чего. Но самое главное в том, что заработать деньги хотя бы на жизнь на бирже совершенно невозможно. Я ради интереса проанализировал самые «прибыльные» из них, и моим рекордом стала сумма в 500 рублей за день, точнее – почти за сутки изматывающей работы (и это при моём богатом опыте, "красном" дипломе филолога и знании практически всех нюансов такой работы). Очевидно, что это не та сумма, которая может устроить хоть кого-либо, а карьерный рост в этом случае невозможен.

Таким образом, у копирайтера немало ложных друзей. Я не стал здесь говорить о сложных правилах русского языка, которые, по утверждению авторов, любящих давать советы, часто ставят в затруднение копирайтеров, поскольку считаю такое отношение к коллегам по профессии недопустимым. Всё же, о чем рассказано выше, изложено на основании собственного опыта, и, если кому-то это принесет пользу, то я не зря потратил время на эту статью.

          Автор: Дмитрий Варапаев

 

Яндекс. Метрика

Google Analytics

Рамблер / Топ-100