Для древнего человека значение  Солнца как  источника  света,  тепла  и  вселенского  благополучия  было  огромно.  Особенно  это  касалось  славян,  которые  были  «солнцепоклонниками»  и  связывали  свое  происхождение  с  древним  светилом.  На  это  указывает  Иоанн  Маринголь,  который  в  своей  «Богемской  хронике» (XIV век) отмечает, что «славяне суть от Гелиоса». Вот  почему  существовали  различные  инварианты  божеств,  олицетворяющих  небесное  светило.  Сварог,  Даждьбог, Святовит,  Колядо –   каждому из них в той или иной мере были свойственны  солярные функции. Но  у  славян был владыка, функции  которого  однозначно  связывались  с  Солнцем.  Он  назывался  Хорсом  и  почитался у восточных и, возможно, у юго-восточных славян, где  солнце светило большую часть года. 

Видимо, не случайно упоминание этого  божества в «Слове о  полку Игореве», где князь Всеслав, пробираясь ночами, «великому  Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал пройти  часть  пути  до  восхода  солнца.  Имя  Хорса  сохранилось  в  различных  поучениях  против  язычников,  в  житиях  «Память  и  похвала  Владимиру»,  «Житие  блаженного  Володимира»,  в  апокрифе  «Хождение  богородицы  по  мукам»,  в  «Слове  некоего  Христолюбца»,  в  «Сказании  о  Мамаевом  побоище»,  в  «Похвале  князю  Владимиру»,  в  «Слове и  откровении  святого  апостола»,  в  «Беседе  трех  святителей».  О  причастности  Хорса  к  солярному божеству свидетельствует отрывок из «Слова Иоанна Златоуста»,  где  он  соотносится  с  «Аполином»  –  солнечным  божеством  античного  язычества.  Правда,  в  научной  литературе  имеется  мнение, что Хорс у древних славян почитался божеством Месяца  (Луны).  Однако  это  не  меняет  общепринятого  взгляда  на  функциональность  Хорса.  Его  считают  также  чужеродным  божеством  иранского  происхождения,  а  появление  идола  в  пантеоне  князя  Владимира  объясняют  политической  уступкой  азиатской  диаспоре,  весьма  многочисленной  и  влиятельной  в  Киеве X века.

Хорс  –  древнее  божество,  не  уступающее  «родословной»  Перуну или даже самому Сварогу. Характерно, что в большинстве  списков он выступает в сочетании с Перуном и Даждьбогом, что  свидетельствует  о  принадлежности  к  солярным  божествам. Само  слово  «Хорс»,  как  это  доказано  исследователями,  произошло  от  индоевропейского  корня  «хоро»  («коло»),  означающего  «круг»,  «круглый»  –   солярный  знак  Солнца.  Некоторые  ученые  (С.П.  Обнорский,  А.А.  Потебня) выдвинули  гипотезу о соотнесенности  восточнославянского  Хорса  с  осетинским  xovz  –   «хороший»  (притяжательная  форма  прилагательного  от  «хорос»),  а  В.Н.  Топоров связывает его с персидским божеством сияющего солнца  xurset.

Как  бы  то  ни  было,  в  Хорсе  воплотилась  идея  лучезарного,  светоносного небесного  божества, несущего людям свет, тепло и  благодать.  Позже  функции  света  и  подателя  блага  перейдут  к  Даждьбогу, который составит с Хорсом дуалистическую солярную  пару.  Идол  Хорса  стоял  в  Киеве  на  холме,  наряду  с  другими  известными  божествами.  Празднества  в  его  честь  обычно  проводились  весной  и  в  день  летнего  и  зимнего  солнцестояния,  совпадая  с  ритуальными  обрядами  Купалы  и  Коляды.  Представление о Солнце как об огненном колесе породили обычай  славян зажигать во время праздников колеса, сделанные обычно из  соломы.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****