Верховным  божеством  классического  периода  у  древних  славян  был  Сварог  –  ближайший  персонифицированный  наследник  Рода,  функции  которого  были  связаны  с  небом.  В  «Песнях  птицы  Гамаюн»  говорится,  что  «Род  родил  Сварога  небесного  и  вдохнул  в  него  могучий  дух...  Путь  Сварог  стал  Солнцу  прокладывать  по  небесному  своду  синему,  чтобы  кони - дни  мчались  по  небу». 

В  древнерусских  текстах  имя  этого  божества  встречалось  редко.  Только  Ипатьевская  летопись  именует  Сварога  верховным  божеством,  выводя  его  истоки  из  Древнего  Египта  и  отождествляя  с  античным  Гефестом:  «Сего  ради прозвали его Бог Сварог и после царствовал сын его именем  Солнце,  его  же  называли  Дажьбог».  В  другом  месте  читаем:  «Некогда царствовал на земле Сварог, высочайшее существо, отец  света,  научивший человека  искусству ковать  и  брачным  связям».

Происхождение  имени  Сварога  чешский  ученый  Л.  Нидерле связывает  с  индоевропейским  и  праславянским  корнем  «свар»  –  «жгучее»,  «сияющее»,  считая  его  эпитетом  лучезарного  Солнца. Другие исследователи исходят из древнеиндийского svargas –  небо, третьи видят в корне svar – «спорящий», «наказующий».

Скудность  сведений  о  Свароге  породила  противоречивые  оценки  его  места  и  функций  в  мифологическом пантеоне.  Одни  считают  Сварога  верховным  божеством,  «отцом  богов»,  олицетворяющим  небо  как  космическое  начало;  другие  редуцируют  его  до  локальной  функции  бога  огня  и  кузнечного  ремесла, считая аналогом античного Гефеста; для третьих Сварог  вообще  представляется  только  «духом  огня».  Проблему  Сварога  необходимо  рассматривать  в  контексте  эволюции  славянского  мифологического  сознания.  Универсальные  функции  владыки  неба, огня, мудрого устроителя жизни и наставника человека были  присущи  Сварогу  в  начале  классического  периода.  Усложнение  представлений  человека  о  мире,  эволюция  общественных  отношений  и государственности отразились  и  в переосмыслении  Сварога,  который  частично  теряет  свои  «небесно-космические»  свойства, становясь божеством огня и кузнечного ремесла. Культ  этого  влиятельного  бога  был  известен  у  многих  славянских  племен.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****