К  архаичным  формам  мифологии  относится  и  вера  древних  славян  в  упырей  и  берегинь,  о  которых  упоминается  в  древнерусских  памятниках.  Источником  данного  культа  является  первобытный  анимизм,  возникший  в  глубинах  охотничьего  хозяйства, а возможно, еще в палеолите. Если Род и рожаницы – это  «макрокосмическая»  картина  бытия,  как  она  представлялась  древним  славянам, то мифы  о берегинях и  упырях  представляют  «микрокосмос», стремление осмыслить реальную среду обитания,  то,  что  непосредственно  окружает  человека.  Древний  славянин  воображал  мир  как  бинарную  оппозицию  «свой-чужой».  Силы,  покровительствующие человеку, оберегающие от бед и несчастий,  почитались  «своими».  Враждебные  же  силы,  несущие  зло  и  угрожающие  его  существованию,  составляли  «чужой»,  «другой»  мир.  Соответственно,  и  божества,  олицетворяющие эти  явления,  воздействовали адекватно: одни приходили на помощь, оберегали  человека,  другие  стремились  вредить  и  даже  погубить  его.  Олицетворением  «злого»  начала  жизни  у  древних  славян  были  упыри, истоки которых глубоко архаичны, о чем свидетельствует  текст «Слова об идолах».

Название  «упыри»  имеет  двойной  смысл.  Во-первых,  оно  означает  родовое  понятие  враждебных  человеку  темных  сил  («навий»  мир).  Позднее  упырями  стали  называть  оживших  мертвецов,  явившихся  из  «другого»   мира  и  пьющих  из  людей  кровь.  В  такой  интерпретации  упырь  стал  существом  «интертекстуальным»,  прочно  вошедшим  в  фольклорные  и  литературные  сюжеты  самых  разных  народов.  Считалось,  что  упырями  часто  становятся  неприкаянные  души  людей, причинявших  зло  при  жизни,  умерших  на  чужбине  и  не  погребенных  по  обычаям  рода.  Их  называли  еще  и  «навьи»  и,  чтобы  задобрить,  топили  бани,  выставляли  различную  еду  и  напитки. Древние славяне,  защищаясь от упырей, носили разные  обереги,  пользовались  заговорами,  использовали  в  одежде  вышивки, изображающие охранительные магические знаки. 

Мир упырей достаточно многолик, их  персонифицированным  выражением являются черти (бесы), злыдни, шишиги, кикиморы,  анчутки, нетопыри, Лихо одноглазое и т.   д. Это мир призрачный,  невидимый,  а  потому  «импрессионистичный»,  не  имеющий  реального,  зримого  воплощения.  Не  случайно  поэтому  «портретные  характеристики»  упырей  столь  неопределенны  и  противоречивы.  Трудно  вообразить  их  первоначальный  облик,  каким  он  представлялся  древнему  славянину,  так  как  под  воздействием  христианства  он  в  значительной  мере  трансформировался,  растеряв  свои  «родовые»  черты.  В  мифологических  персонажах  «навьего  мира»  утрировалось  злое,  демоническое  начало,  доведенное  до  гротескных  масштабов.  Поэтому  многоликий  мир  упырей,  известный  нам  по  церковной  литературе и произведениям устного народного творчества, несет  на себе во многом печать христианского влияния. Это касается не  только  традиционных  персонажей  –  черта  и  беса,  которые  пропахли   серой,  пройдя сквозь  строй  «церковных  шпицрутенов»,  но и остальных представителей враждебного человеку начала. 

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Google Analytics

Рамблер / Топ-100