С образами русской природы связано национальное своеобразие есенинской лирики. По словам А. А. Ахматовой, «Есенина не вырвешь из полей и рощ». Творческий путь «поэт проходит, отражая в облике своего лирического героя все возможные изменения природы от весны до «возраста осени»... декабря» (Михайлов 1978). Как отмечает А. Захаров, «люди, животные, растения, вещи и стихии, - по Есенину, дети единой матери-природы, живые существа. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека» (Захаров 1978).

Основанием для выделения природной парадигмы является тип «предметного» образа, возбуждаемого соответствующим словом или словосочетанием. Тематически слова этой парадигмы подразделяются на несколько групп:

1) растения (ЧЕРЕМУХА, КЛЕН, ТРАВА); 

2) природные явления (РОСА, ДОЖДЬ); 

3) времена года (ЗИМА, ВЕСНА, ОСЕНЬ); 

4) планеты, а также участки земной поверхности (ЛУНА, СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, ЛУГ, ПАШНЯ); 

5) животные и птицы (ЛОШАДЬ, КОРОВА, ИВОЛГА). 

Указанные тематические группы в некоторых произведениях могут противопоставляться. Особенно часто в лирике С. Есенина противопоставление животного и растительного мира, т. е. живой и неживой (неодушевленной) природы. Например, в строке ЖЕЛТЫЕ ПОВОДЬЯ МЕСЯЦ УРОНИЛ мир неживой природы (МЕСЯЦ) и мир животных (подразумеваемый компонент метафоры - ЛОШАДЬ), будучи противопоставленными, образуют метафорическое сочетание. 

В состав природной парадигмы входит около 500 различных лексем, что свидетельствует о богатстве и многообразии есенинской словесно-поэтической палитры. 189 из них повторяется с частотностью 3 и более. Повтор с частотностью 2 в ряде случаев не является значимым, поскольку связан с различного рода лексико-синтаксическими повторами (строф, строк и т. д.).

К числу наиболее частотных лексем относятся следующие (в скобках указан абсолютный индекс частотности): ВЕТЕР (51), ПОЛЕ  (49), ЛУНА (36), МЕСЯЦ (32), ЛИСТ (30), ЗАРЯ (28), ВОДА  (26), ЗЕМЛЯ (26), ДОРОГА (25), КОНЬ (24), ЗВЕЗДА (23), РО­ ЩА (22), НЕБО (21)), САД (21), РОЗА (21), ТРАВА (20), ЛЕС  (17), СОЛНЦЕ (15), ТУМАН (15), ВЕЧЕР (15), КРЫЛО (14),  КУСТ (14), ЛИПА (14), ЛУННЫЙ (14), НОЧЬ (14), РОЖЬ (13),  ЦВЕТЫ (12), ОСЕННИЙ (11), ПРУД (11), РЕКА (11), ХОЛМ (11),  БЕРЕЗА (11), БЕРЕЗКА (11), ПЕСОК (11), МЕТЕЛЬ (10), ОБЛА­КО (10), РАВНИНА (10), СНЕГ (10), ЧАЩА (10), КЛЕН (10). 

В некоторых случаях отнесенность лексем к природной парадигме достаточно условна. Так, например, включение в нее слов, обозначающих части суток (ДЕНЬ, УТРО и др.), названия месяцев (МАЙ, СЕНТЯБРЬ и др.), пространственные реалии (ПУТЬ, ДОРОГА), и некоторых других обусловлено в основном функциональной и косвенно-характеризующей связью с лексемами, которые непосредственно относятся к природной парадигме. 

Высокочастотные слова распределены достаточно равномерно в лирике С. Есенина. ПОЛЕ – ВЕТЕР - ЛУНА (МЕСЯЦ) - глобальные пространственные координаты поэтического мира С. Есенина. 

Парадигма ПРИРОДА, выделенная на основании неязыкового признака (слова, входящие в нее, вызывают определенный тип «предметного» образа и являются определением соответствующих понятий), в то же время является и собственно языковой, поскольку правила оперирования вербальными образами в сознании реципиента оказываются во многом сходными. Например, слова данной парадигмы могут сочетаться с глаголами, относящимися к сфере человеческой деятельности, только в метафорических синтагмах: ВЕТЕР ОКРОПИЛ ПЛЕСЕНЬ, ТИШЬ ДРЕМЛЕТ И ВЗДЫХАЕТ. Сочетаемость с другими разрядами лексики не приводит к появлению мета­ фор: НИВЫ СЖАТЫ, ОТ ВОДЫ ТУМАН И СЫРОСТЬ.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****