Остальные пять стихотворений, относящиеся к данной группе, бы­ли написаны в зрелый период творчества С. Есенина. В произведе­ниях «Сыпь, гармоника» и «Пой же, пой» практически отсутствуют проективные элементы. Основной парадигмой является оценочная, распадающаяся на части, относящиеся к лирическому герою и к возлюбленной. Противоречивость оценочных характеристик внутри каждой парадигмы предельно эксплицирована. Внешнее разрешение антиномии в первом стихотворении в пользу жизни носит деклара­тивный характер и противоречит предшествующей части лирического сюжета (богемный образ жизни может привести к гибели), и это про­тиворечие соответствует атмосфере надрыва в стихотворении, созда­ваемой также за счет бранной лексики и слов с предельными эмо­циональными характеристиками. Однако противоречивость оценок лирическим героем каждой стороны антиномии не приводит к вариа­тивности восприятия текста, ибо противоречие эксплицировано: сред­ства пересечения предельно просты (неметафорические сочетания, связь с оценочной парадигмой, метафоры отсутствуют). «Предмет­ные» образы обобщены, лишены индивидуальных черт и важны то­лько как средство подкрепления концептуальной стороны текста.

Стихотворение «Годы молодые» в большей мере проективно. Ан­тиномия ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ мотивирована в нем антиномией МО­ЛОДОСТЬ - СТАРОСТЬ. Основное средство пересечения парадигм пеметафорические синтагмы. Оценочная парадигма противоречи­ва, причем противоречивость носит эксплицитный характер, подтекст отсутствует. Это определяет принадлежность стихотворения к перво­му типу.

Отнесенность к этому же типу стихотворений «Прощай, Баку» и «До свиданья, друг мой, до свиданья», тематически однородных, оп­ределяется четкостью противопоставления парадигм: ПРИРОДА + БАКУ - ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ + КОНЧИНА - в первом сти­хотворении; ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ + СМЕРТЬ - ДРУГ - во втором стихотворении. Это противопоставление обусловлено связью с эксплицитно выраженной оценочной парадигмой. Кроме того, сред­ствами пересечения парадигм являются неметафорические синтагмы, а в первом стихотворении - сравнения и метафоры небольшой глу­бины, а также повтор лексем в аналогичных синтаксических позици­ях. Концептуальный характер стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» не приводит к вариативности восприятия его со­держания на образном уровне, поскольку сами «предметные» обра­зы в силу их предельной обобщенности не играют важной роли в со­держательной структуре текста.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****