Остальные пять стихотворений, относящиеся к данной группе, были написаны в зрелый период творчества С. Есенина. В произведениях «Сыпь, гармоника» и «Пой же, пой» практически отсутствуют проективные элементы. Основной парадигмой является оценочная, распадающаяся на части, относящиеся к лирическому герою и к возлюбленной. Противоречивость оценочных характеристик внутри каждой парадигмы предельно эксплицирована. Внешнее разрешение антиномии в первом стихотворении в пользу жизни носит декларативный характер и противоречит предшествующей части лирического сюжета (богемный образ жизни может привести к гибели), и это противоречие соответствует атмосфере надрыва в стихотворении, создаваемой также за счет бранной лексики и слов с предельными эмоциональными характеристиками. Однако противоречивость оценок лирическим героем каждой стороны антиномии не приводит к вариативности восприятия текста, ибо противоречие эксплицировано: средства пересечения предельно просты (неметафорические сочетания, связь с оценочной парадигмой, метафоры отсутствуют). «Предметные» образы обобщены, лишены индивидуальных черт и важны только как средство подкрепления концептуальной стороны текста.
Стихотворение «Годы молодые» в большей мере проективно. Антиномия ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ мотивирована в нем антиномией МОЛОДОСТЬ - СТАРОСТЬ. Основное средство пересечения парадигм пеметафорические синтагмы. Оценочная парадигма противоречива, причем противоречивость носит эксплицитный характер, подтекст отсутствует. Это определяет принадлежность стихотворения к первому типу.
Отнесенность к этому же типу стихотворений «Прощай, Баку» и «До свиданья, друг мой, до свиданья», тематически однородных, определяется четкостью противопоставления парадигм: ПРИРОДА + БАКУ - ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ + КОНЧИНА - в первом стихотворении; ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ + СМЕРТЬ - ДРУГ - во втором стихотворении. Это противопоставление обусловлено связью с эксплицитно выраженной оценочной парадигмой. Кроме того, средствами пересечения парадигм являются неметафорические синтагмы, а в первом стихотворении - сравнения и метафоры небольшой глубины, а также повтор лексем в аналогичных синтаксических позициях. Концептуальный характер стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» не приводит к вариативности восприятия его содержания на образном уровне, поскольку сами «предметные» образы в силу их предельной обобщенности не играют важной роли в содержательной структуре текста.
Автор: И.И. Степанченко