Следующая группа стихотворений связана с противопоставлением прошлого настоящему с точки зрения отношения к родному краю - краю приюта. Так, в стихотворении «Каждый труд благос­лови, удача» (1925) прошлое и настоящее противопоставляются как мир горожанина и крестьянина, мир праздного соглядатая и труженика. Мир прошлого лирического героя формируется тремя взаимосвязанными на концептуальном уровне парадигмами: ПРИРОДА (КУВШИНКИ, ОМУТ ТУМАНОВ, БЕРЕГ, ТРАВА ЗЕЛЕНАЯ, КОРОСТЕЛИ, ПАШНИ, ЛЕСА, БОЛОТО, ЧИБИС, КУЛИК); АТРИБУТЫ ТРУДА И БЫТА КРЕСТЬЯНИНА (НЕВОД, ПЛУГ, КЛЯЧА, ХЛЕБ); КРЕСТЬЯНЕ (РЫБАК, ПАХАРЬ, ВЕСЕЛАЯ НОША ТРУ­ ДА, СЕРДЦЕМ ОПРОСТЕЛИ). Противопоставленный им мир настоящего лирического героя носит в основном оценочный характер: ХОРОШО ЛЕЖАТЬ В ТРАВЕ ЗЕЛЕНОЙ, ВСПОМИНАТЬ ВЗГЛЯД РЕВНИВЫЙ И ВЛЮБЛЕННЫЙ, СОГЛЯДАТАЙ ПРАЗДНЫЙ, СТРАНЕН ПАШНЯМ И ЛЕСАМ, К РОДИНЕ ОТВЫК, ЖАЛЬ КОМУ-ТО И КОГО-ТО, В ДУШУ ПЛАЧУТ ЧИБИС И КУЛИК. 

Природная парадигма одновременно подкрепляет план характеристики лирического героя, выполняя в ряде случаев символическую функцию (КОРОСТЕЛИ, БОЛОТО, ЧИБИС И КУЛИК). В этом стихотворении отношения между миром настоящего и миром прошлого в душе лирического героя однозначно не определяются.

В стихотворении «Свищет ветер, серебряный ветер» (1925) антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ соприкасается с другой антиномией - ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ. Настоящее - это возвращение к жизни, прошлое - нулевой член оппозиции, не выраженный эксплицитно. ТАК Я ЕЩЕ НИКОГДА НЕ ДУМАЛ, В ПЕРВЫЙ РАЗ Я СЕБЕ ЗАМЕТИЛ - показатель движения от прошлого к настоящему. Природная парадигма выполняет как проективную, так и символическую функцию. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕТЕР – поток жизни, в который включается лирический герой, это ПУТЬ (ТРОЙКА, ПРОСКАЧЕТ, ДОРОГА, СКАЧУ ДАЛЕЧЕ, ПРОМЧАЛОСЬ).  ПРИРОДНАЯ ПАРАДИГМА (ВЕТЕР, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕТЕР, СНЕЖНЫЙ ШУМ, РОЩА, ГНИЛАЯ СЫРОСТЬ, ВЕТЕР) связана с парадигмой ПУТЬ и с парадигмой ЖИЗНЬ (ЖИЗНЬ, ЖЕНЩИНА, ТРОЙКА, СЧАСТЬЕ, УДАЧИ, ЗЕМЛЯ, ЗАПЛАЧЕТ), является параллелью к настроению лирического героя (как по принципу контраста, так и по принципу совпадения). Как и в ранее рассмотренных стихотворениях, парадигма ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ представлена в основном оценочными лексемами: ПОЛЮБИЛАСЬ ЖИЗНЬ, КАК БУДТО ВНАЧАЛЕ; НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ПЕЧАЛЕН, ВЗВОЛНОВАН). Итогом движения от прошлого к настоящему, переоценка прошлого, представляющего собой угрозу жизни лирического героя, является философский вывод о всеприемлемости:

Жить нужно легче, жить нужно проще, 

Все принимая, что есть на свете.

Прошлое здесь - упадок сил и пессимизм, мысли о кончине, настоящее - вера в жизнь, стремление слиться с ее потоком. Но этот вывод также не является однозначным. ОБАЛДЕВ НАД РОЩЕЙ, СВИЩЕТ ВЕТЕР - этим символом начинается и заканчивается стихотворение. Эмоциональная интенсивность, доходящая до надрыва, заставляет читателя усомниться в прочности и долговременностн тех выводов, к которым пришел лирический герой. Разрешение антиномии в пользу настоящего может оказаться временным, ибо вывод сделан лирическим героем в обстановке надрыва, крайней взволнованности, поэтому дорога, по которой он идет от прошлого к настоящему, может повернуть вспять.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****