Иным с точки зрения состава парадигм является стихотворение «О товарищах веселых» (1916). Лексика стихотворения объединяется в три парадигмы: ПРИРОДА (ПОЛЕ, ГОЛУБЬ, КЛЮВ, СНЕГ, ПЕРВОПУТОК, ОЗЕРО, ЛУГ, КРИК УТОК, ТЕНЬ, ВОДЫ, ЕЛИ, ИЗЛУКИ, ДЫМ, ЗАПАХ ТРАВ, РОЩИ, ЛУГ, ЛИПЫ, ПОЖНИ, ВИШНИ); ЧЕЛОВЕК (ТОВАРИЩИ, УЕДИНЕННЫЙ, ПАМЯТЬ, РУКИ, КУРИТ, БАБЬЯ КОЖА, ГУБЫ, Я, СЛЫШУ, ЛАСКИ); ОЦЕНКА (ВЕСЕЛЫЙ, РАДОСТЬ, ЗАГРУСТИЛА, КВЕЛЫЙ, ТИХИЙ, ЛЕГКИЙ, МИР ВАМ, МЕДОВЫЙ ЛАДАН ЛИТИИ, НИЧЕГО НЕ НАДО, ВСЕ ПРИНЯВШИЙ). Антиномия ПРОШЛОЕ -  НАСТОЯЩЕЕ воссоздается благодаря специальной парадигме ВОСПОМИНАНИЯ (ЛОВИТ ПАМЯТЬ, ЗАГРУСТИЛА РАДОСТЬ ЛЕТ УЕДИНЕННЫХ). В основе содержания стихотворения - эмоциональное состояние лирического героя. Антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ - мотивировка этого состояния.

Приблизительно тот же состав парадигм и в стихотворении «О Русь, взмахни крылами» (1917). Однако удельный вес той или иной парадигмы в этих стихотворениях различен. Так, во втором стихотворении оценочная парадигма в основном касается мира настоящего, представленного именами трех поэтов: КОЛЬЦОВА, КЛЮЕВА и самого ЕСЕНИНА. Эти оценки достаточно разноречивы (КОЛЬЦОВ - В ЗЛАТОЙ РЯДНИНЕ, УСТА - ВИШНЕВЫЙ СОК; КЛЮЕВ - СМИРЕННЫЙ, СРЕДНИЙ БРАТ, МОНАШЬИ МУДР И ЛАСКОВ. ВЕСЬ В РЕЗЬБЕ МОЛВЫ, БЕСКУДРАЯ ГОЛОВА; ЕСЕНИН - КУДРЯВЫЙ И ВЕСЕЛЫЙ, РАЗБОЙНЫЙ).

Антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ проявляется здесь как проблема становления новых начал в поэтическом творчестве. С этими же началами связано развитие мотива ПУТИ (ИДУ, ИДЕТ, ИЗБРАЗДИЛ. СХОДИ, ДОРОГА). Параллельно развивается парадигма, созвучная парадигме ПУТЬ, - ИЗМЕНЕНИЯ (ИНАЯ, ИНОЕ, СМЫЛА, СТЕРЛА ДЕГОТЬ, ВОСПРЯНУВШАЯ РУСЬ). Контурно намеченный мир ПРОШЛОГО (СМЕРДЯЩИЕ СНЫ II ДУМЫ, ГНИТЬ, НОЯТЬ, ГНУСЬ) представлен в незначительной по объему части оценочной парадигмы, перенесен в концептуальный план и важен лишь как материал для создания антитезы. Парадигма РЕЛИГИЯ подкрепляет оба плана антиномии. Лексемы этой парадигмы относятся к характеристике «среднего брата» (СМИРЕННЫЙ, МОНАШЬИ МУДР И ЛАСКОВ, СХОДИТ С ГОЛОВЫ), формируют противоречивую оценку: РЕЗЬБА МОЛВЫ - это пересказ уже сказанного (Наумов 1965), отсутствие оригинального начала, которым и объясняется монашеское смирение. В автохарактеристике мир религии соотнесен с прошлым и наделен отрицательными чертами (С ТАЙНОЙ БОГА ВЕДУ Я ТАЙНО СПОР; БРОСАЮ, В НЕБО СВЕСЯСЬ, ИЗ ГОЛЕНИЩА НОЖ). Наиболее объемные парадигмы - ПРИРОДА (СТЕПЬ, КРЫЛА, ДОЛИНА, ТЕЛКИ, КОРОВЫ, ВИШНЕВЫЙ СОК, НЕБО, СНЕГА, ВЕТЕР, ВЗГОРЬЕ, ТРОПА, ДОРОГА, СКЛОНЫ ГОР, КАМЕНЬ, МЕСЯЦ, СНЕГ, ДОЛ, ТРАВЫ) и ЧЕЛОВЕК С АТРИБУТАМИ ЕГО МИРА (РЯДНИНА, АЛЕКСЕЙ КОЛЬЦОВ, РУКИ, УСТА, РОЖОК, КЛЮЕВ, МУДР, ЛАСКОВ, ГОЛОВА БЕСКУДРАЯ, Я, РАЗБОЙНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, СПОР, НОЖ, ГОЛЕНИЩЕ, СТИХ, КНИГИ, СЕЛА, СЛОВА), объединены при помощи метафорических и неметафорических синтагм и придают произведению проективный характер.

Таким образом, антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ разрабатывается С. Есениным в нескольких направлениях: ПУТЬ - ПРИЮТ, МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ и др. При этом развитие оценочной парадигмы происходит по-разному, отношение героя к различным временным пластам меняется. В начальный период развития антиномии ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ, как правило, уценивается отрицательно.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****