Проследим, в каком направлении дальше развивалась та героико-эпическая линия гумилевского историзма, которая в 20-40-х годах породила не только новый пафос деятельно-героического отношения к жизни, но даже на жанровом уровне вызвала всплеск жанра баллады и в творчестве советских романтиков, и в творчестве поэтов гумилевской школы, оказавшихся в «зарубежье» (прежде всего, конечно, речь идет о балладах И. Одоевцевой).
Дальнейший путь гумилевского «романтического историзма» пролегал в логике все большего упрощения как семантики, так и поэтики текстов в творчестве М. Светлова, Н. Тихонова, Д. Кедрина, П. Когана и др. И далее этот вектор продлевается в сторону от «высокой» поэзии – в популярную «бардовскую» лирику «шестидесятников», с их «комиссарами в пыльных шлемах» (Б. Окуджава) и просторами, где «качаются в седлах и «Гренаду» поют» (М. Анчаров). Особенно значима здесь поэзия Б. Окуджавы (прежде всего в силу притягательности личности Окуджавы, во многом олицетворяющей само поколение «шестидесятников»), в которой еще сохраняется привнесенный советскими романтиками 20-х – 40-х г.г. «прикладной», идеологический аспект функционирования «романтического историзма», но уже в лирически смягченном виде. Герой Окуджавы уже не столько прямо воплощает своими поступками и взглядами героико- исторический, деятельный тип (неважно, «конквистадора в панцире железном»» или «комиссара в пыльном шлеме»), сколько несет в себе историческую память об этом герое, сам по себе же являясь личностью принципиально негероичной, «частным человеком», «московским муравьем», уязвленным однако соблазном героического романтизма. Этот соблазн исторической героикой предстает то в виде «комсомольской богини», то в виде нестареющей певчей птицы, подозрительно в своей красивой гибели похожей на гумилевского орла («На век не хватает огня.// Не стареют ведь птицы… // Научите меня, // Чтобы петь, петь, петь, // поднимаясь круто // до последней минуты… // А потом уж упасть, // как пропасть!» [Окуджава Б. Ш. Стихотворения. – СПб.: Академический проект, 2001. – 712 с., с. 161]), то в виде героической гибели под музыку израненного трубача. Однако подлинная природа героя Окуджавы – это природа «частного (чтобы не сказать – маленького) человека», которому – очень прозаично, но в то же время и очень по-человечески – «хоть славная смерть, хоть геройская смерть – умирать все равно, брат, не хочется» [Окуджава Б. Ш. Стихотворения. – СПб.: Академический проект, 2001. – 712 с., с. 149].
Автор: Т.А. Пахарева