Однако осмысление исторической перспективы и в поэзии акмеизма, и в современной поэзии, естественно, не сводится к трансформациям мотива смены поколений. И Ахматовой, и Мандельштаму было свойственно воспринимать свою эпоху в контексте развертывания процесса мировой истории, видеть место своего поколения именно в динамической исторической перспективе.
У Мандельштама в таких стихах, как «Ламарк», эта перспектива была близка тому, что в современной культурологии принято называть «органической парадигмой» (к этой теме мы еще вернемся в свой черед), в таких же вещах, как «Стихи о неизвестном солдате», органическая парадигма уступает место апокалиптической. Но и тогда, когда эволюция жизни на земле и изменение видовых соотношений в природе (где человеку предстоит занять «последнюю ступень», вернувшись к состоянию хордовых предков) мыслятся в параметрах «органической парадигмы», и тогда, когда историческая перспектива описывается в логике «последнего катаклизма», современное историческое состояние человечества описывается как канун тотального, коренного – видового – изменения.
Если В. С. Соловьев писал о неизбежности эволюции человечества к состоянию «богочеловечества», то Мандельштам говорит скорее о нарастании критической массы воздействия исторических катастроф на саму человеческую природу. Начинается эта «мутация» с момента гибели личной биографии: «Ныне европейцы выброшены из своих биографий, как шары из бильярдных луз» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990, т. 2, с. 204]. В статье «Гуманизм и современность» Мандельштам развивает эту мысль, рисуя перспективу дальнейшего исторического развертывания новой «социальной архитектуры», исходящей уже не из масштаба человеческой личности, а из масштаба «массы». Этот грядущий монументализм новой социальной постройки противопоставлен старой – гуманистической и органической – ее модели. Если эта старая модель представляется как «свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где все целесообразно, индивидуально и каждая часть аукается с громадой» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990., т. 2, с. 205], то новая «социальная архитектура» «не на ничтожестве личности строит… свое величие, а на высшей целесообразности» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990., т. 2, с. 205]. Из этого вытекает вывод, ради которого, видимо, была написана вся статья: «Если подлинно гуманистическое оправдание не ляжет в основу грядущей социальной архитектуры, она раздавит человека, как Ассирия и Вавилон» [Мандельштам О. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1990, т. 2, с. 207]. Если в 1923 году, когда были написаны эти слова, еще можно было верить в действенность предостережений, то в эпоху «Стихов о неизвестном солдате» оставалось только констатировать факт сползания человечества к катастрофе прежде невиданных масштабов.
Катастрофичную логику развертывания мировой истории отражает и поэзия Ахматовой. Уже в 1919 году она говорит не о катастрофе некоего момента истории, а о катастрофичности века:
Чем хуже этот век предшествующих? Разве
Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог [Ахматова А. Соч.: В 2-х т. – М.: Огонек, 1990, т. 1, с. 138].
В апокалиптической перспективе, таким образом, разворачивается все ХХ столетие, и дальнейшие его события только подтвердили ахматовские пророчества 1919-го года. Гибель эпохи как крушение самой истории становится одной из основных тем ахматовского творчества, что дает возможность даже мифологию дат в ее поэзии убедительно интерпретировать в семиотических параметрах погребального обряда, как это делает Б. Филиппов, трактуя мифопоэтический смысл сорокового года в ее художественном мире как «сороковины» [Ахматова А. Соч.: В 3-х т. – Париж: YMCA-Press, 1983., т. 2, с. 85 – 86], а затем этот подход глубоко развивает В. Н. Топоров [Топоров В. Н., Цивьян Т.В. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама (Об одном подтексте акмеизма) // Ново-Басманная, 19. – М.: Худ. лит., 1990. – С. 420-447, с. 263 – 372]. Сам смысл существования своего поколения Ахматова видит в прохождении через историческую катастрофу и свидетельствование о ней:
Так вот когда мы вздумали родиться
и безошибочно отмерив время,
Чтоб ничего не пропустить из зрелищ
Невиданных, простились с небытьем [Ахматова А. Соч.: В 2-х т. – М.: Огонек, 1990, т. 1, с. 260].
О «Предыстории» и ее роли в формирование мифологии катастрофы в художественном мире Ахматовой проницательно пишет С. Эмерт. В частности, в связи с интересующей нас проблематикой, исследовательница отмечает, что даже функция генетического мифа (к этому разряду в статье Эмерт причисляется «Предыстория») у Ахматовой подчинена катастрофической концепции времени и противоположна канонической (см.: [Broyde S. Osip Mandelstam and his age. A commentary of the themes of war and revolution in the poetry 1913 – 1923. – Harvard Slavic Monographs. 1. 1975. – 245 p., с. 22]).
Автор: Т.А. Пахарева