Показателем того, что преодоление этического релятивизма символистов было одной из органических основ гумилевского творчества, являются не только зрелые, но и ранние его стихи. В частности, характерным примером может быть стихотворение «Умный дьявол», многими гумилевоведами связываемое с балладой Ф. Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» (в частности, комментаторы первого тома ПСС Гумилева в 10-ти т. указывают на то, что эту связь констатировали Ин. Анненский, А. Левинсон, С. Слободнюк, О. Ронен [Гумилев Н. С. Полное собр. соч.: В 10-ти т. – Т.т. 1 – 4. – М.: Воскресенье, 1998 – 2001., т. 1, с. 370 – 371]).
Уже Анненским отмечено в тексте Гумилева в сопоставлении с текстом Сологуба ироническое снижение образа дьявола – это «бульварный дьявол», «создание городской фантазии, мечты Мансарды и Буль- Миша» – и в этом «бульварном дьяволе, может быть, есть абрис будущего» (цит. по: [Гумилев Н. С. Полное собр. соч.: В 10-ти т. – Т.т. 1 – 4. – М.: Воскресенье, 1998 – 2001., т. 1, с. 371]).
Этот «абрис будущего» как раз и прочитывается в гумилевском дьяволе благодаря его десакрализованности, помещенности в контекст «светлой иронии, не подрывающей корней нашей веры», которым преодолевается символистский серьезный «диаволизм». Сопротивление соблазну этической неоднозначности, столь сильному в атмосфере Серебряного века, очевидным образом проявляет себя и в программных стихах Ахматовой 1910-х годов, таких, как «Все мы бражники здесь, блудницы…», и в полных самоотречения текстах эпохи Первой мировой войны и революции 1917 года (тех текстах, в связи с которыми Мандельштам говорил о «голосе отречения» в поэзии Ахматовой как голосе, благодаря которому ее поэзия «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России» [52, т. 2, с. 260]), и, наконец, в «Поэме без героя», с ее коллизией оплаты по этическим счетам, оставшимся неоплаченными еще с 1913 года. Значимость в ахматовской поэзии таких категорий, как совесть, грех, стыд, этическая окрашенность ее религиозного чувства, когда оно находит в стихах свое воплощение, акцентирование этического аспекта в любом, даже, казалось бы, абсолютно отвлеченно-метафизическом сюжете (см.: [Пахарева Т. А. «Но света источник таинственно скрыт». Мифология света в поэзии Анны Ахматовой // Вестник Донецкого университета. Серия Б. Гуманитарные науки, 2000. – № 2. – С. 39 – 44.]) – все это формирует не только этикоцентричную картину мира в поэзии Ахматовой, но и образ поэта в восприятии читателей и потомков как носителя и хранителя этических ценностей, в том числе и во времена, когда роль «старой Совести» небезопасна.
Еще Гумилев говорил Ахматовой, что она научила его верить в Бога и любить Россию. А полвека спустя в нескольких из своих многочисленных интервью и в беседах с С. Волковым И. Бродский напишет о том, что нравственное влияние, которое оказала на него Ахматова, было намного сильнее и значимее, чем влияние эстетическое. Как свидетельствует сама Ахматова в беседах с Л. К. Чуковской, этическая напряженность ее поэзии была достаточно рано замечена не только ближайшими к ней современниками и соратниками по акмеизму: когда Чуковская рассказала Ахматовой замысел своей статьи о Зощенко, в которой намеревалась говорить о нем как о писателе- моралисте, занятом в основном этическими проблемами, Ахматова перебила ее: «Как это странно! То же самое про этику, про моральное напряжение говорил мне когда-то Хлебников обо мне…» [Чуковский К. И. Анна Ахматова // Чуковский К. И. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 5. – М.: Худ. лит., 1967. – С. 725 – 756., т. 1, с. 205].
Автор: Т.А. Пахарева