Вторую группу лирических миниатюр составляют произведения «Смарагд», «Волки», «Качели», «Дурочка», «Красавица», «Второй кофейник». Они имеют повествовательный характер и наиболее близки к тургеневским стихотворениям в прозе.
Произведения «Камарг» (1944), «Сто рупий» (1944), «Часовня» (1944), «Смарагд» (1940), «Волки» (1940), «Качели» (1945), «Красавица» (1940), «Дурочка» (1940), «Второй кофейник» (1944) - это миниатюры, названные Н.П. Евстафьевой «стихотворениями в прозе» из-за свойственной им глубокой лиричности.
Кроме рассказов, в которых И.А. Бунин выступает как писатель-новатор, в цикле «Темные аллеи» есть произведения, выдержанные в традиционных рассказовых рамках.
Любовь, настоящая, подлинная, у И.А. Бунина «природное» чувство, божественный дар.
Помимо новелл в книгу «Темные аллеи» входят произведения, по своей структуре относящиеся к жанру рассказа.
Итак, новеллы, входящие в состав цикла «Темные аллеи», имеют ряд особенностей, позволяющих говорить о новаторстве И.А. Бунина в этом жанре.
Особенностью новеллы «Кума» является то, что по своему построению она напоминает сценарий.
Новеллы, образующие вторую группу, вполне традиционны. Они отличаются упрощенным конфликтом...
Любовь как смысл жизни позиционируется И.А. Буниным и в четырех других упомянутых нами новеллах. И также реализуется на уровне подтекста.
В основе новеллы «Кавказ» лежит любовный треугольник: он — она — ее муж. Отметим, что здесь у действующих лиц нет имен, да они и не важны И.А. Бунину, важна лишь ситуация, в которую герои попадают, их взаимоотношения.
«Кавказ» (1937), «Галя Ганская» (1940), «В Париже» (1938), «Генрих» (1940), «Чистый понедельник» (1944), «Степа» (1938), «Муза» (1938)...
Одной из важнейших проблем при анализе художественного произведения является проблема жанра.