Чистота горницы здесь символизирует любовь Надежды и Николая Алексеевича - подлинную, чистую, новое - возможность переосмыслить прошлое и  исправить ошибки. Воспоминания о том времени, когда герои были вместе и любили друг друга - самые яркие в их жизни. И Надежда признает это сразу: «- Замужем, говоришь, не была? - Нет, не была ... Не могла я этого сделать ...  Небось помните, как я вас любила. ...С годами все проходит ... - Что кому бог дает ... Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело. ... - Ведь не могла же ты любить меня весь век! - Значит, могла...».Да и Николай Алексеевич признает: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». Любовь здесь - великая ценность, божий дар. И в то же время это наказание. Вспомним рассказ героя: «... никогда я не был счастлив ... жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал ... А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести...».

За то, что не смог сохранить светлых чувств к Надежде, не смог сберечь эти отношения, герой наказан. Ему дана вторая любовь, которая оказывается несчастной, - любовь-наказание. Николай Алексеевич, как и когда-то Надежда, оказывается брошенным любимым человеком. Время все расставляет на свои места, судьба всем воздает по заслугам. Кажется, пора бы переосмыслить свою жизнь, признать ошибки. И герой пытается это сделать, что ему, однако, не совсем удается. Да, он признает, что те давние отношения с Надеждой были лучшими в его судьбе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?». И в то же время он не может и мысли допустить, что все могло сложиться иначе, счастливее, не разорви он тогда эту связь: «... Но боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой». Снобизм героя, четкое, на генетическом уровне осознание градации дворянин - простолюдинка (не случайно все же И.А. Бунин подчеркивает в герое сходство с Александром II), невозможность переступить эту грань становятся преградой на пути к счастью. Об этом Николай Алексеевич думает, уже снова находясь на пустынной дороге. Почему? Это своеобразное возвращение из прошлого в настоящее, в по­ вседневное, безрадостное существование. У героя был шанс признать ошибки, переосмыслить жизнь и, быть может, пусть ненадолго, но снова стать счастливым. Он эту возможность не использует. И причина здесь не столько в социальном неравенстве героев. У И.А. Бунина так и должно быть. Любовь, точнее, счастье любви у писателя не может быть долгим. Оно как вспышка, короткий миг. Это «инобытие», чуждое земным будням. Краткое счастье героев сменяется катастрофой только потому, что катастрофичность изначально заключена в этой чуждости. Еще Ф.М. Достоевский писал, что «состояние высшей гармонии может-длиться лишь секунды, человек в земном виде не может его перенести, он должен перемениться физически или умереть».

А любовь - это и есть высшая гармония. И своеобразным доказательством этого являются последующие про­ изведения цикла. Не случайно в рассказе, открывающем книгу, впервые звучит мотив аллей, темных аллей: «И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Герой вспоминает: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи». Это строки из стихотворения Н. Огарева «Обыкновенная история». Бунин обыгрывает его во всем цикле. Вот только упор делается не на «чудесной весне», а на «темной аллее». Темные аллеи - символ любви. Но почему именно темные? Обратимся к «Толковому словарю» русского языка С.И. Ожегова, согласно которому слово «темный» имеет несколько значений:

1. Лишенный света, погруженный во тьму;

2. По цвету близкий к черному, не светлый;

3. Неясный, смутный, непонятный;

4. Печальный, безрадостный;

5. Вызывающий подозрение, сомнительный по честности [Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1988, с. 647].

Н.Ю. Желтова, а также не­ сколько ранее В.А. Ефремов в статье «Ассоциативные связи заглавий в структуре лирического цикла И.А. Бунина «Темные аллеи», Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина в статье «Название цикла как обобщенный символ («Темные аллеи» И.А. Бунина») обращали внимание на то, что «все эти пять значений отражают бунинское понимание «русской любви». Нам же кажется, что бунинскому восприятию любви больше соответствует третье значение. Да, у И.А. Бунина любовь смутна, неясна, непонятна. Да, в конечном счете, отношения между любящими героями заканчиваются печально (они либо расстаются («Чистый понедельник», «Темные аллеи»), либо один из них умирает («В Париже», «Галя Ганская», «Холодная осень»), но все равно любовь - высшая награда человеку, чувство, без которого жизнь теряет смысл. В конце концов, именно воспоминания о ней, о любви остаются самыми яркими, а минуты, когда герои любят и любимы, - самыми счастливыми в их жизни.

Слово «аллеи» в заглавии и первого рассказа, и всего цикла также символично. В трактовке С.И. Ожегова оно означает дорогу с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам. Здесь аллеи — это символ судьбы мужчины и женщины, любящих друг друга, но которым не суждено быть вместе, прожить долгую счастливую жизнь на двоих. Деревья в аллее соединяются в одну точку лишь где-то в перспективе, на горизонте. То же происходит и с героями И.А. Бунина. В реальной, земной жизни им не суждено быть вместе. Встречаются спустя много лет Надежда и Николай Алексеевич и тут же снова расстаются, да и с героями других произведений цикла происходит то же самое. Однако И.А. Бунин все же допускает их воссоединение, но за пределами земной жизни. Ярче всего это реализуется в рассказе «Холодная осень», когда героиня, обращаясь мысленно к своему погибшему возлюбленному, говорит, что идет к нему и скоро они встретятся. В надежде на встречу с возлюбленной за пределами земного бытия живет и герой новеллы «Поздний час». Неслучайно конечным пунктом в его путешествии по родному городу является кладбище, своеобразный «город мертвых», и могила его возлюбленной, ее «вечный» дом. 

Таким образом, рассказ «Темные аллеи» очень важен для понимания всего цикла в целом. Он не только задает лирический тон всей книге. Это своеобразный «конспект» цикла, обозначающий и основные проблемы «Темных аллей» (проблема настоящего, подлинного чувства, проблема скоротечности счастья, проблема преступления и наказания), и авторское их решение. Кроме того, заглавие рассказа совпадает с заглавием цикла и несет в себе бунинское понимание любви - главной темы книги. Темные аллеи — символ любви. Да, любви трагической, да мгновенно счастливой, но все-таки так нужной человеку, без которой человеческая жизнь теряет всякий смысл.

Таким образом, рассказ «Темные аллеи» в книге играет роль своеобразной стилистической закономерности, которой подчинены все последующие произведения, входящие в ее состав. 

Автор: И.В. Щербицкая

 

Предыдущая статья здесь, продолжение следует.

***

*****