Рассмотрение типологических признаков лирических стихотворе­ний С. Есенина в функциональном аспекте позволяет сделать следу­ющие выводы:

1. Функциональные типы, соответствие которых интуитивным представлениям носителей языка о степени затрудненности восприятия текста и вариативности его содержания на разных уровнях предстоит выявить экспериментально, выделены на основании анализа особен­ностей организации лексических микросистем, образующих тестовые гиперпарадигмы. Функционально-типологические характеристики те­кста, как показало исследование, основываются на следующих приз­наках:

1) проективный или концептуальный принцип отражения дейст­вительности, лежащей в основе текста. Как правило, произведения, в которых присутствует в основном один из принципов, является ва­риативным либо на образном, либо на понятийном уровне. При этом важную роль играет осознание реципиентом всего произведения или его фрагмента как проективного или концептуального;

2) степень самостоятельности функционирования оценочной пара­дигмы и однозначность, непротиворечивость содержащихся в ней оце­нок;

3) соответствие эксплицитно выраженных оценок общим эмоционально-оценочным закономерностям развития той или иной антино­мии, наличие подтекста (имплекатем);

4) особенности средств пересечения парадигм в составе гиперпарадигмы, в частности - наличие собственно языковых средств пере­сечения парадигм, степень дублирования средств пересечения. Осо­бое место в ряду средств пересечения парадигм занимает метафора, т. к. от таких ее параметров, как глубина метафоризации и степень развернутости метафорических цепочек, зависит степень вариатив­ности восприятия текста;

5) тип парадигм, определяемый их составом, и функции парадигм, в частности - место, которое занимают в структуре метафоричес­ких сочетаний лексемы природной и религиозной парадигм (позиции метафорического слова и модификатора);

6) наличие в тексте с трудом поддающихся интерпретации слов (религиозная лексика, диалектизмы и пр.);

7) наличие в произведении символов, интерпретация которых зат­руднена из-за необходимости учета значительного корпуса произве­дений, в которых данный символ развивается.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что глубина текста - функционально-типологический параметр, лишенный черт абсолютной кон­стантности, т. к. степень глубины текста определяется не только отмеченными особенностями структуры художественного текста, но и личностными качествами воспринимающих.

2. Хотя анализ с точки зрения глубины текста не производился в монографии на всем корпусе лирики С. Есенина (рассмотрено около 70 стихотворений), однако каждая антиномия была представ­лена относительно одинаковым количеством произведений разных пе­риодов, что позволяет сделать выводы о глубине текстов, относящих­ся к разным антиномиям. Наибольшей глубиной характеризуются те­ксты, относящиеся к антиномии ЗЕМНОЕ - ПОТУСТОРОННЕЕ (средний показатель глубины - 4), что, как представляется, может быть объяснено сложностью самой антиномии, особенностями функционированиялексем природной парадигму, а также усложненностью соответствующих средств пересечения парадигм. Более низкой явля­ется средняя глубина текста в произведениях, относящихся к анти­номии ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ (3, 2), самой низкой (2, 4) - в произведениях, развивающих антиномию МОЛОДОСТЬ - УВЯДА­НИЕ, Эти данные свидетельствуют о разной степени «прозрачности» отношений между парадигмами в разных группах стихотворений, о большей или меньшей определенности оценочных характеристик. Средняя глубина текста всех рассмотренных стихотворений является относительно низкой (2, 9), т. е. в целом стихотворения С. Есенина не вызывают значительных трудностей при восприятии, что. как мо­жно предположить, является одной из причин популярности есенин­ского творчества.

3. Достаточно четко прослеживаются различия в глубине текста, характерные для произведений разных периодов. Действующие здесь закономерности в основном совпадают с закономерностями изменения глубины метафоризации в есенинском творчестве. Глубина текста н глубина метафоризации, безус­ловно, коррелирующие величины, поскольку глубина метафоризации является одним из параметров глубины текста. Начальный период творчества С. Есенина характеризуется низкой глубиной текста, затем во втором периоде творчества глубина текста начинает расти, достигая максимума в 1919 - 1921 гг., т. е. в период наиболее тесной связи С. Есенина с имажинизмом. Во второй поло­вине третьего периода наблюдается снижение глубины текста.

Приведенные выше цифровые данные не имеют абсолютного значения и призваны лишь проиллюстрировать общую тенденцию изменения глубины текста в творчестве С. Есенина. Описанным из­менениям соответствуют и характеристики природной парадигмы, ко­торые свидетельствуют об усложненном восприятии есенинских про­изведений в конце второго - начале третьего периода творчества.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь. начало цикла статей о поэтическом языке Сергея Есенина здесь.

***

*****