Если в стихотворении «Хулиган» прошлое и настоящее - это характеристики родного края, осмысленные лирическим героем и оцененные им, то в стихотворении «Все живое особой метой» (1922) временные планы представлены как этапы внутренней эволюции мира лирического героя, непосредственно внешне не детерминированные. Здесь, как и в предыдущем стихотворении, есть ряд просторечных слов с предельными эмоциональными характеристиками, что создает ощущение надрыва (КРОВАВЫЙ РОТ, БИЛИ В МОРДУ, В КРОВИ ДУША, ХОХОЧУЩИЙ СБРОД).

Противопоставление временных пластов достигается за счет системы временных локализаторов (С РАННИХ ПОР, ТЕПЕРЬ, ТОГДА, РАНЬШЕ, ТЕПЕРЬ. УЖЕ, ПРОСТЫЛА ДНЕЙ КИПЯТКОВАЯ ВЯЗЬ, а также благодаря временным формам глаголов - БЫЛ, ЦЕДИЛ, ПРОЛИЛАСЬ - ОТРАЖАЕТСЯ, ГОВОРЮ).

Прошлое и настоящее в душе лирического героя - поэта противопоставляется через призму отношения к творчеству (ЗОЛОТАЯ СЛОВЕСНАЯ ГРУДА, ПОЭМЫ, СТРОКА). Основные парадигмы: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ ПРЕЖДЕ (ХУДОЩАВЫЙ, НИЗКОРОСЛЫЙ, СРЕДЬ МАЛЬЧИШЕК ГЕРОЙ, РАЗБИТЫЙ НОС, МАМА, КРОВАВЫЙ РОТ, БИЛИ В МОРДУ) -  ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СЕЙЧАС (ПОЭТ, БЫЛ БЫ МОШЕННИК И ВОР, НОВЬЮ БРЫЗЖЕТ ШАГ, ЧУЮ ХОХОЧУЩИЙ СБРОД, ВСЯ В КРОВИ ДУША).

Некоторые характеристики являются сквозными и присущи лирическому герою в разные периоды его жизни: ОТВАЖНЫЙ И ГОРДЫЙ, УДАЛЬ ЗАБИЯКИ И СОРВАНЦА, СПОТКНУЛСЯ О КАМЕНЬ, К ЗАВТРАМУ ВСЕ ЗАЖИВЕТ. Эти лексемы объединяют прошлое и настоящее лирического героя, определяя черты постоянства его характера, черты неизменного в изменяющемся. Единство мира прошлого и мира настоящего лирического героя подразумевает одновременно и их противопоставленность. Причем в противопоставленных частях парадигм наблюдается покомпонентная соотнесенность: БИЛИ В МОРДУ - В КРОВИ ДУША, МАМА - ЧУЖОЙ СБРОД.

Окказиональная текстовая антонимия этих слов и словосочетаний, как и парадигм в целом, подкрепляется на композиционном уровне (вторая часть стихотворения - вариативный (повтор первой части), а также лексико-синтаксическими конструкциями (ЕСЛИ РАНЬШЕ... ТО ТЕПЕРЬ; ГОВОРЮ НЕ... А).

Таким образом, мир прошлого и мир настоящего в анализируемом стихотворении оказываются одновременно сопоставленными и противопоставленными. Стихотворение носит в основном проективный характер, эксплицитно выраженная оценочная парадигма отсутствует, полностью отсутствует природная парадигма, пересечение парадигм осуществляется за счет композиционно-синтаксической структуры произведения, а также благодаря отмеченным выше временным локализаторам и образно-понятийной антонимии окказионального характера.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****