Прямым  исполнителем воли  Чернобога является Мара (Мора,  Морена)  –  богиня  смерти,  истоки  которой  уходят  к  индоевропейским основам. В индийской (буддийской) мифологии  существовал  Мара,  олицетворявший  зло  и  враждебный  всему  живому.  Это  он  хотел  помешать  Гаутаме  постигнуть  нирвану  и  стать  Буддой  (Асвагоша  «Жизнь  Будды»).  У  некоторых  европейских  народов  Мара  –   злой  дух,  воплощающий  ночной  кошмар. Она ночью садилась на грудь спящего и вызывала удушье (ср.  франц. la  morte – смерть). У древних славян за Марой  также  закрепилась функция богини, лишающей человека жизни (отсюда:  «мор», «умирать», «уморить», «морок», «мрак», «умора» и т.д.) Не  случайно  в  славянских  поверьях  смерть  соотносится  с  тьмой,  мраком и ночью.

Согласно текстам  «Песен птицы Гамаюн», Мара  была первой  супругой Даждьбога, но затем ее похитил коварный Кащей. Став  его женой, Мара активно выступала против бывшего мужа, за что  и  была  сожжена  им.  В  этих  текстах  Мара  изображается  как  прекрасная ликом колдунья, чарам которой подвластны даже боги.  Однако  страх  человека  перед  смертью,  ее  «антиэстетизм»  наложили  отпечаток  на  образ  Мары.  Славяне  начинают  представлять «смерть и болезнь... в образах демонических старух  (Морена,  Мара...  Смертница),  которые  предвещают  кончину  человека  или  же  сами  поражают  его  смертным  ударом».  В  последующей  мифологической  традиции  ее  представляли  безобразным  существом, соединявшим  в себе  антропоморфные и  зооморфные свойства:

Волосы у чуда до пояса,  

Тулово у чуда звериное, 

А ноги у чуда лошадиные.

Окончательный  облик  Мары  –   смерти  закрепился   в  произведениях устного  народного творчества (сказках,  быличках,  заговорах  и  т.д.)  и  представлял  собой  человеческий  скелет  в  черном  одеянии,  череп  с  провалившимся  носом  (отсюда  –   «курносая»), оскаленными зубами и острой косой на плече. Мара –  безжалостная  богиня,  от  нее  невозможно  скрыться,  вступить  в  договорные  отношения; перед  ней  напрасны  мольбы,  рыдания  и  просьбы о пощаде. Она беспощадно губит людей, отправляя их в  подземный  мир.  Сохранилось  много  поверий  и  быличек  о  могуществе и слепой разрушительной силе Мары, которая может  принимать  облик  разных  животных,  чаще  всего  черной  кошки.  Увидевший и впустивший ее в дом скоро заболевает и умирает.

Мара бродит среди людей в сопровождении своих постоянных спутников  –  болезней,  представлявших  стихийных  демонов,  не  имевших  персонифицированного  облика.  Каждый  из  них  олицетворяет  определенный  вид болезни. Это  Трясея  (трясучка),  Огнея,  (огнянница),  Ледея  (озноб),  Глухея  (глухота),  Ломея  (ломота),  Пухнея  (отек,  опухоль),  Корчея,  Коркуша  (корчиться),  Глядея  (бессонница),  и  т.д.  По  другим  поверьям  обобщенной  персонификацией  этих  недугов  являлась  Лихорадка  –  антропоморфное  существо  в  образе  женщины  «в  белом,  с  непокрытой  головой  и  без  пояса  или  безобразной,  косматой  сгорбленной старухой с клюкой». «Белое» как знак цветописи и  «старость» как  возрастная  категория  символически  маркированы  болезнями  и  смертью.  Некоторые  недуги  представлялись  в  зооморфном  виде  и  связывались  с  медведем,  вороном,  жабой  и  т.д., что уводит в глубокую архаику к  тотемным представлениям  человека.  Однако  славяне  находили  ритуальный  способ  отвести  беду, насылаемую Марой. На празднествах, посвященных Яриле и  Купале,  они  совершали  обряд  изгнания  смерти.  С  этой  целью  изготовляли чучело Мары и либо сжигали его (реликт мести мужа  Даждьбога), либо сбрасывали в воду.

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****