Следующий ряд земных богов можно назвать второстепенным.  Они  были  ограничены  отдельными  территориями,  не  имели  общеславянского хождения и четко очерченных функций. Интерес  к  ним  объясняется  тем,  что  эти  божества  имели  свою  мифологическую  «нишу»,  олицетворяя  определенные  сферы  человеческой деятельности, без чего картина языческого пантеона  была бы неполной. 

Для  древних  славян,  живших  в  условиях  родоплеменных  отношений,  важно  было  существование  божества,  покровительствующего  роду,  защищающего  их  селения  и  городища.  Таковым  у  балтийских  славян  был  бог  Радегаст.  Его  этимологию связывают с «гость», «небесный предок». Иначе  говоря,  Радегаст  был  предком  рода,  пращуром,  покровителем  и  защитником своих соплеменников. Естественно, что облик такого  божества  должен  был  соответствовать  избранной  функции.  Поэтому в нем всячески подчеркивались мужские атрибуты: сила,  мощь,  мужество.  Немецкий  хронист  Ботон  так  описывал  идол  Радегаста:  «Ободритский  идол  в  Мекленбурге,  называвшийся  Радогастом, держал на груди щит, на щите была черная буйволова  голова,  в  руке  у  него  был  молот».  Из  других  описаний  к  облику Радегаста добавляется  шлем с  распростертыми крыльями петуха, а вместо молота божество держит копье.

Каждый из предметов Радегаста имел символическое значение  «защитника рода». С помощью копья он поражал врагов, щитом –   защищал, голова тура свидетельствовала о силе и крепости (так, в  «Слове о полку Игореве» эпитетами «буй – тур» характеризуются  имена  князей).  Петух  же  в  мифопоэтической  системе  древних  считался  сакральной  птицей,  связанной  с  домашним  очагом  и  огнем.  Поэтому  его  изображение  на  шлеме  символически  означает бодрость, бдение, неусыпный надзор и охрану очага.

Славяне  почитали  своего  «блюстителя  рода»,  посвящая  ему  праздники, которые  назывались «турицей».  Отсюда  – возможная  тотемная  связь  Радегаста с  туром,  чье  «знаковое»  изображение  присутствует на щите божества. Характерно, что в Краледворской  рукописи  «тур»  означает  «огненного  зверя».  Радегаст  был  одним  из  немногих  славянских  богов,  кому,  в  соответствии  с  ритуалом,  приносили  человеческие  жертвы.  После  этого  начиналось пиршество, сопровождаемое ритуальными плясками и  игрой на музыкальных инструментах.

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****