Значительные разночтения существуют в понимании таких мифологических персонажей, как русалка и Баба - Яга. Одни исследователи причисляют их к упырям на том основании, что они «вредят» человеку. Другие, наоборот, считают русалок и Бабу-Ягу изначально берегинями, которые приобрели демонические уродливые черты в эпоху повсеместного распространения на Руси христианства. Так, по мнению А. Боженовой – автора вступительной статьи и комментариев к книге «Мифы древних славян», «Баба-Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница... рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства... Христианству удалось превратить в свою противоположность и русалку – древнейший вид берегини, жившей в водах». Э.В. Померанцева же в известной работе «Мифологические персонажи в русском фольклоре» утверждает, что «нет оснований ставить знак равенства между берегинями... и русалками». Подобные диаметрально противоположные оценки объясняются функциональной сложностью, неоднозначностью данных мифологических персонажей и культурологическими напластованиями в поздние времена. Учитывая весьма устойчивые природные функции русалки и Бабы - Яги, их следует отнести к низшим мифологическим персонажам с их мистически-противоречивым отношением к человеку.
Еще одним представителем мира упырей является Лихо, которое в восточнославянской мифологии считалось персонифицированным воплощением горя, несчастья и злой доли. По поверьям древних славян Лихо представлялось в образе худой, изможденной женщины без одного глаза («Лихо одноглазое»). Отсутствие глаза есть признак асимметрии, нарушение привычного порядка и пропорций. Поэтому в мифопоэтическом сознании древних это связывалось с инфернальным миром. Встреча с Лихо грозит большим несчастьем: человек либо потеряет руку, либо вовсе погибнет. Существуют свидетельства об оборотничестве Лихо, способной принимать облик различных животных (волка, кошки и др.), чтобы неумолимо настигать жертву.
Автор: П.Ф. Маркин