Очень широко распространено мнение, что основа привлекательности театра кабуки - традиционная стилизованная красота представлений и отточенное исполнительское мастерство его актеров. Однако это мнение вряд ли бесспорно. Ведь стилизации и традиционной красивости гораздо больше и в костюмах, и в гриме, и в обстановке, и в исполнительской манере актеров театра ноо, популярность которого не может даже сравниться с популярностью кабуки.
Вряд ли бесспорно также утверждение, что большая часть зрителей приходит в театр кабуки, чтобы насладиться личной привлекательностью и талантом актеров, и не особенно интересуется содержанием пьесы, а пьесы кабуки - лишь возможность для актера проявить себя. Публика живо реагирует на различные драматические события, происходящие на сцене, пожалуй, не потому, что мысли и чувства, отраженные в старых пьесах кабуки, до сих пор находят отклик в сердцах японцев.
Современного зрителя не особенно волнует проявление феодальной морали и этики в драмах кабуки, он по-новому переосмысливает эти драмы, понимая их как пьесы о высоком чувстве долга и глубоких человеческих чувствах. И если спросить молодого японца, что до слез трогает его в столь популярной пьесе «Тюсингура», феодальная мораль, он улыбнется в ответ, ибо видит в этой пьесе лишь превосходное изображение беспредельной преданности и верности высокому чувству долга.
Секрет неизменной популярности спектаклей кабуки, на наш взгляд, в гармоническом сочетании всех его качеств, в народной реалистической основе, органически присущей этому театру. В сценической обстановке значительного числа пьес кабуки многое взято из жизни и довольно точно воспроизводит реальные предметы и утварь японского дома, пейзажные декорации поэтизируют распространенные картины японской природы, роли,
особенно в бытовых драмах сэвамоно, часто исполняются в реалистической манере. Это главным образом заметно в новых постановках.
Некоторые японские театроведы, преимущественно молодые, утверждают, что кабуки как жанр изжил себя, что будущее принадлежит сингэки. На наш взгляд, это утверждение совершенно неправомерно. Специфика драмы кабуки настолько велика, что ее можно вполне поставить рядом с такими видами театрального искусства, как опера и балет, которые существуют и развиваются параллельно с обычной драмой. Одно не исключает другое.
Так же, как опере и балету, театру кабуки больше удается героика и романтическая лирика. Эмоциональная приподнятость - обязательный элемент этого жанра. Будничность убивает театральность, а без театральной эффектности трудно представить себе спектакль кабуки так же, как оперу или балет. И именно это затрудняет создание новых спектаклей на современные темы, что обычно считают одним из проявлений кризиса искусства кабуки. Тем не менее, для кабуки создаются новые пьесы, в которых используется преимущественно историческая героическая тематика иди романтическая трагедия далекого прошлого. Некоторые из этих пьес ставятся в традиционной манере, некоторые – в более реалистической.
Автор: Л.Д. Гришелева