В истории японского изобразительного искусства было много выдающихся мастеров. И одним из самых-самых является Хокусай, родившийся в предместье Эдо, которое называлось Кацусика. Название этого предместья стало самым известным псевдонимом (всего их было около 50) великого художника.

Свой творческий путь Хокусай начал в 1774 году в возрасте 14 лет. Именно тогда он стал учеником гравера. Талантливому подростку понадобилось совсем немного времени, чтобы постичь азы мастерства. В возрасте 19 лет он стал учеником одного из самых известных в Японии мастеров театральной гравюры – Кацукава Сюнсё. Здесь талант Хокусая раскрывается еще больше, а его работы приобретают большую популярность.

Вскоре Хокусай становится самостоятельным художником. Его универсализм потрясает. Он работает практически во всех жанрах гравюры, причем работает очень много и упорно. Все его усилия направлены на поиск своего стиля и совершенствование мастерства.

Хокусай оставил огромное творческое наследие – примерно 30 тысяч гравюр, рисунков, картин и около 500 иллюстрированных книг. Всё это богатство отличается большим многообразием. Здесь и гравюры, и портреты, и пейзажи, и иллюстрации к книгам, и даже поздравительные открытки, которые в исполнении Хокусая были настоящими шедеврами.

Главным трудом всей жизни великого мастера многие исследователи считают его 15-томный фолиант «Манга» (в переводе с японского – «Книга набросков»), представляющий собой своеобразный творческий дневник, в который были включены зарисовки, сделанные художником за время его жизни и годы путешествий по стране. Здесь и люди, и дома, и мифологические персонажи, и, конечно, природа. Именно пейзажи Хокусая впечатляют больше всего.

Самым известным сборником пейзажей художника является «36 видов Фудзи». Особенностью этого цикла является то, что на каждой укиё-э изображена эта сакральная вершина Японии. Иногда она является центром композиции, как на картине «Красная Фудзи» (другое название – «Победный ветер, ясный день»), иногда служит своеобразным фоном, на котором расположены другие объекты («Вид на мост Кинтайкё»), иногда довлеет над окружающим пространством («Вид озера Мисака в провинции Кай»), иногда едва угадывается на горизонте («Равнина Фудзимигахара»).

Хокусай. Красная Фудзи

Хокусай. Вид на мост Кинтайкё

Хокусай. Вид озера Мисака в провинции Кай

Хокусай. Равнина Фудзимигахара

Ракурс, с которого изображена Фудзи, может быть очень разным: снизу, сверху, сбоку, под различным углом и т.д. Особенно интересны в этом отношении две укиё-э. Это уже упомянутая «Красная Фудзи» и «Большая волнав Канагаве».

В первом случае Фудзи изображена с места, расположенного практически на уровне её вершины, а поскольку рядом с ней равнозначных по высоте гор нет, можно сделать вывод, что это один из тех редких случаев, когда Хокусай писал пейзаж не с натуры или же слегка додумал его.

Этот пейзаж состоит как бы из двух частей: самой Фудзи и окружающего её фона глубокого голубого цвета с многочисленными белыми фрагментами. Этот фон напоминает одновременно и небо с перистыми облаками, и море с небольшими бурунами волн. Причем в нижней части рисунка этот фон больше похож на небо, а в верхней – на море. Возникает ощущение, что облака, гонимые свежим ветром, частью опускаются к подножию, а частью – рассеиваются, благодаря чему открывается вид на морской простор, над которым, как и над землей, господствует Фудзи.

Хокусай. Большая волна в Канагаве

Море и Фудзи изображены и на другой картине Хокусая – «Большая волна». Но здесь положение противоположное – огромная волна довлеет над всем пейзажем. Ее размер и мощь таковы, что возникает ощущение, будто бы она может захлестнуть не только утлые рыбацкие суденышки, но и саму Фудзи. Понятно, что гора и волна, какой бы большой она ни была, несопоставимы по размеру, но для тех, кто в момент, изображенный на картине, находится в море, она кажется больше самой Фудзи. Именно это ощущение и передал блестяще Хокусай на этой укиё-э.

Два представленных примера лишь капли в океане того творческого наследия, которое оставил Хокусай своим потомкам. И этот необъятный и бездонный океан будет вечно притягивать взоры истинных ценителей искусства!

Автор: Дмитрий Варапаев

***

*****